МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Управление образования Администрации города Новошахтинска МБОУ СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заместитель директора по УВР Директор ___________Рыбасова А.В. ____________Опалькина Л.П. __________Рыбасова А.В. Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 14 от «28» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. от «01»сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 класса Новошахтинск 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе: - ООПНООФГОС, - авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. Программа разработана в соответствии с положениями: 1. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» 2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 3. Календарного графика МБОУ СОШ №1 на 2023-2024 учебный год 4. ЛА МБОУ СОШ №1 5. Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2023-2024 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательного учреждения. Цели и задачи курса Цели данного курса: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачи данного курса: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; - формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь Место курса «Русский язык» в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю. Программа будет реализована за 167 часов, так как согласно расписанию уроков на 2023-24 учебный год происходит потеря учебных часов, приходящих на 6.11, 8.01,10.05, согласно Проекту производственного календаря на 2024 год. Недостающие часы будут компенсированы за счет уплотнения подачи материала по теме: «Повторение». Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1. Русский язык В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Учебник.4 класс (1 -2 часть) М: «Просвещение» 2020 г. 2. Планируемые предметные результаты освоения курса «Русский язык» в 4 классе. Предметные результаты - первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; - представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества; - позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании; - понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры; - овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней; - освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка; - овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса); - овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное. К концу 4 класса обучающиеся должны знать: - изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки. обучающиеся должны уметь: -орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное; -производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь; - производить разбор по составу - производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений; -производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами; -определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста; -определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи; -писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя; -в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление. Развитие речи Большинство учеников научатся: - осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения; - владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.); - выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; - использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение); - работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам; - пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; - письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; - сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения; - составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.); - письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление); - проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные; • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему. Обучающийся получит возможность научиться: - подробно и выборочно письменно передавать содержание текста; - различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового); - создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы; - анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов); - оформлять результаты исследовательской работы; - редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств. Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика Большинство учеников научатся: - произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; - характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию; - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника); пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.); - различать звуки и буквы; - классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям; - знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации; - пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного). Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять (устно и письменно) звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса). Лексика Большинство учеников научатся: -осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; -выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; -определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.; -распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи); -подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы; -понимать этимологию мотивированных слов-названий; -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; -находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи; -пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Обучающийся получит возможность научиться: -оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи; - подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; -иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами; -работать с разными словарями; - приобретать опыт редактирования предложения (текста). Состав слова (морфемика) Большинство учеников научатся: -различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать однокоренные слова среди других (не однокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов); -находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфиксся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем; -находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; -узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; -сравнивать, классифицировать слова по их составу; -соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; -самостоятельно подбирать слова к заданной модели; -понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения; -образовывать слова (разных частей речи) с помощью при- ставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса). Обучающийся получит возможность научиться: - понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова; -понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; -узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок; -разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; -подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи). Морфология Большинство учеников научатся: -определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи; -распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы); -пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях; -выявлять роль и значение слов частей речи в речи; -определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж; -определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам; -определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений; -распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в на- стоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах; -определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения; -распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи; - различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений; - понимать роль союзов и частицы не в речи; -подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи. Обучающийся получит возможность научиться: - разграничивать самостоятельные и служебные части речи; -сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков; -различать смысловые и падежные вопросы имён существительных; -склонять личные местоимения, соотносить личное место- имение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте; -различать родовые и личные окончания глагола; -наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов; -проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; -находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах; -находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. Синтаксис Большинство учеников научатся: -различать предложение, словосочетание и слово; - устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; -составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме; -устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме; -соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; -классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации); - выделять из потока речи предложения, оформлять их границы; -находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания; - распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения; • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но. Обучающийся получит возможность научиться: - различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение; - находить в предложении обращение; -выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора. Орфография и пунктуация Большинство учеников научатся: а) применять ранее изученные правила правописания: -раздельное написание слов; -сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под уда- рением; -сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.; -перенос слов; -прописная буква в начале предложения, именах собственных; -проверяемые безударные гласные в корне слова; -парные звонкие и глухие согласные в корне слова; -непроизносимые согласные; -непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); -гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; -разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ); -мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); -соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); -е и и в суффиксах имён существительных (ключик—ключика, замочек—замочка); -безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ье, -ия, -ов, -ин); - безударные падежные окончания имён прилагательных; -раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами; -мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2- го лица единственного числа (читаешь, пишешь); -мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться; -безударные личные окончания глаголов; -раздельное написание предлогов с другими словами; -знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси- тельный и восклицательный знаки; -знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; б) подбирать примеры с определённой орфограммой; в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами; е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами; ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Обучающийся получит возможность научиться: а) применять правила правописания: -соединительные о и е в сложных словах (самолёт, везде- ход); -е и и в суффиксах -ек, -ик; -запятая при обращении; -запятая между частями в сложном предложении; б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных; г) объяснять правописание личных окончаний глагола; д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаго- лах; е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря; ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы. Планируемые результаты изучения курса Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных результатов. В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурноисторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения; 4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях. В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с ^елями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей; 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык». 3. Содержание учебного курса № Название К-во Формы Тематические и Основные виды учебной раздела часо организаци планируемые деятельности в й результаты учебных занятий 1 Повторени 10 Урок Анализ объектов Анализировать высказывания о е с целью русском языке. выделения Высказываться о значении признаков «волшебных слов» в речевом (существенных, общении, использовать их в речи. несущественных Составлять текст (о речи или о ); постановка и языке) по выбранной пословице. формулирование Составлять (совместно со проблемы, сверстниками) текст по рисунку с самостоятельное включением в него диалога. создание Определять тему и главную мысль алгоритмов текста. деятельности Подбирать заголовок к тексту. при решении Соотносить заголовок и текст. проблем Выделять части текста и творческого обосновывать правильность их характер. выделения . Понимание Составлять план текста. текстов, Соблюдать нормы построения извлечение текста (логичность, необходимой последовательность, связность, информации, соответствие теме и др.) самооценка на Находить в тексте предложения, основе критерия различные по цели высказывания и успешности. по интонации. Структурирован Составлять предложения, ие знаний; различные по цели высказывания и рефлексия по интонации. способов и Соблюдать в устной речи условий логическое (смысловое) ударение и действия, интонацию конца предложения. контроль и Классифицировать предложения по оценка процесса цели высказывания и по интонации 2 Предложен ие 6 Урок 3 Слово в языке и в речи 17 Урок и результатов деятельности Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков. Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами. Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алгоритма. Структурирован ие знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Разбирать предложения по членам. Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнений. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 4 Имя 32 существите Урок Постановка и формулирование Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значения слова, пользуясь толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роли значения суффиксов и приставок. Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нем однокоренных слов, слов с определенными суффиксами и приставками. Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имен прилагательных. Различать имена существительные, определять признаки, присущее льное 5 Имя прилагател ьное 25 Урок проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имен существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж в котором употреблено имя существительное. Определять принадлежность имен существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 1 -го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1 -го склонения. Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имен прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Правильно писать родовые окончания имен прилагательных. Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на - 6 Местоимен 7 ие Урок 7 Глагол Урок 27 банка данных. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов ий, -ья, -ов, - ин). Определять падеж имен прилагательных и обосновывать правильность его определения. Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род у личный местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы различных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать 8 Повторени 7 е изученного Урок деятельности при решении проблем поискового характера. Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координировани ев сотрудничестве разных позиций. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно текст, изменяя время глагола. Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имен существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределенной форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательн ый текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нем языковых средств. Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, определять структуру текста, составлять план, различать типы текстов и понимать ситуации, в которых используются разные типы текстов. Анализировать текст сравнительного описания и составлять свой текст данного типа на заданную тему. Различать предложение и словосочетание, выделять основу усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы предложения и словосочетания. Определять роль главных и второстепенных членов предложения. Разбирать предложен ие по членам предложения. Различать распростра нённые и нераспространённые предложения. Составлять предложе ния по заданной модели. Различать предложения по цели высказывания и интонации и составлять такие предложения. Отличать предложен ия сложные от простых, сложные от простых с однородными членами. Ставить знаки препинания в конце предложения и внутри (в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов, в предложениях с обращениями).