МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Управление образования Администрации города Новошахтинска МБОУ СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заместитель директора по УВР Директор ___________Рыбасова А.В. ____________Опалькина Л.П. __________Рыбасова А.В. Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 14 от «28» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. от «01»сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для обучающихся 4 класса Новошахтинск 2023 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса разработана на основе: -- ООП НОО (1-4) ФГОС; - авторской программы по техно-логии Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2014/ Программа разработана в соответствии с положениями: - Федерального закона от 29.02.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1; - Календарного графика МБОУ СОШ № 1 на 2023-2024 учебный год; - ЛА школы «Положения о рабочей программе»; - Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2023-2024 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений. Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. Основные задачи курса: стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности; формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления; развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку; формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметнопреобразовательных действий; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Место курса «Технология» в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение технологии отводится в 4 классе 34 часа из расчета 1 ч. в неделю. Программа будет реализована за 32 часа. Информационное обеспечение 1.Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2022. 2.Планируемые предметные результаты освоения курса «Технология» в 4 классе. 1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Обучающийся научится: организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности; бережно относиться и защищать природу и материальный мир; безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером); выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву). Обучающийся получит возможность научиться: уважительно относиться к труду людей; понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; понимать особенности групповой проектной деятельности; осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах. 2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты Обучающийся научится: читать простейший чертёж (эскиз) развёрток; выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов; применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими, колющими (игла, крючок, спицы); работать с простейшей технической документацией; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий; выполнять рицовку; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет). Обучающийся получит возможность научиться: выполнять символические действия моделирования и преобразования модели; прогнозировать конечный практический результат; проявлять творческую инициативу на основе соблюдения технологии ручной обработки материалов. 3.Конструирование и моделирование Обучающийся научится: конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением ее развертки; создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале. 4.Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере) Обучающийся научится: создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией; работать в программах Word, Power Point; выводить документ на принтер; соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч. проектной и творческой деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: составлять и изменять таблицу; создавать открытку и фрагменты стенгазеты, в программе MS Publisher; создавать презентацию в программе MS PowerPoint; соблюдать режим и правила работы на компьютере. № п/п 1 Название раздела Информа ционный центр 3. Содержание курса «Технология» КолОсновное содержание во Планируемые результаты час 4 Вспомним и обсудим! Решение и составление кроссвордов на конструкторско – технологическую тематику. Информация. Интернет. Освоение алгоритма поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете. Создание текста на компьютере. Освоение клавиатуры компьютера, текстового набора, форматирования текста, изменение шрифтов. Создание презентаций. Программа Power Point. М. Самостоятельно: - анализировать образцы изделий с опорой на памятку; - организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; - планировать практическую работу и работать по составленному плану; - отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; - обобщать (называть) то новое, что освоено; - оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. С помощью учителя: - наблюдать и сравнивать этапы творческих процессов; - открывать новые знания и умения; решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдение и рассуждение; - сравнивать и находить общее и различное в этапах творческих процессов, делать вывод об общности этапов творческих процессов; - корректировать при необходимости конструкцию изделия, технологию его изготовления; - искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; знакомиться с профессиями, уважительно относится к труду мастеров. Л. - поддерживать мотивацию учеников к творческой деятельности в сфере техники и технологий; Проект «Дружны й класс» 3 Презентация класса. Изготовление компьютерной презентации. Эмблема класса. Изготовление эмблемы класса с использованием известных способов и художественных техник. Папка «Мои достижения». Изготовление папки достижений на основе ранее освоенных знаний и умений. Студия «Реклама » 3 Реклама и маркетинг. Индивидуальная или групповая работа по созданию рекламы. Упаковка для мелочей. Изготовление упаковок для мелочей из развёрток разных форм. Коробочка для подарка. Изготовление коробочки для сюрпризов из развёрток разных форм. Коробочка для сюрприза. Изготовление коробок пирамидальной формы двумя способами. - поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»; - помогать ученикам в формировании целостного взгляда на мир во всем разнообразии культур и традиций творческой деятельности мастеров М.Самостоятельно: - соотносить изделия по их функциям; - анализировать образцы изделий с опорой на памятку; - организовывать рабочее место в зависимости о конструктивных особенностей изделия; -планировать практическую работу и работать по собственному плану; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -обобщать то новое, что освоено; -оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. С помощью учителя: -отделять известное от неизвестного; -открывать новые знания и умения через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения; -учиться работать с информацией на CD/DVD, флешкартах; -искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; -знакомиться с профессиями, уважительно относиться к труду мастеров; -осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебниках и других источниках информации. Л. -поддерживать мотивацию и интерес учеников к рациональному использованию возможностей компьютера в учебе и во внеурочное время; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология». М. Самостоятельно: -анализировать образцы изделий с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -планировать практическую работу и работать по собственному плану; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -обобщать то новое, что освоено; -оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. С помощью учителя: -наблюдать и сравнивать различные виды рекламы, отделять известное от неизвестного; -открывать новые знания и умения, решать компьютерные задачи через рассуждения, пробные упражнения; -изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы; -проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; -искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; -знакомиться с профессиями, уважительно относиться к труду мастеров. Л. -Знакомить с профессиями, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров; -поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология» Студия «Декор интерьера » 6 Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж». Изготовление изделий в художественной технике «декупаж». Плетёные салфетки. Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных инструментов. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изготовление изделий из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями. Изделия из полимеров. Изготовление изделий из тонкого и толстого пенопласта. М. Самостоятельно: -анализировать образцы изделий с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -планировать практическую работу и работать по собственному плану; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -обобщать то новое, что освоено; -оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. С помощью учителя: -наблюдать и сравнивать различные виды рекламы, отделять известное от неизвестного; -открывать новые знания и умения, решать компьютерные задачи через рассуждения, пробные упражнения; -изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы; -проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; -искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; -знакомиться с профессиями, уважительно относиться к труду мастеров. Л. -Знакомить с профессиями, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров; -поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным Новогодн яя студия 3 Новогодние традиции. Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги. Игрушки из трубочек для коктейля. Студия «Мода» 7 История одежды и текстильных материалов. Подбор образцов ткани для коллекции. Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи. Одежда народов России. Изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России. Аксессуары одежды. Отделка готовых изделий строчкой крестообразного стежка и её вариантами. видам творчества; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология» М. Самостоятельно: -анализировать образцы изделий с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -планировать практическую работу и работать по собственному плану; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -обобщать то новое, что освоено; -оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. С помощью учителя: -наблюдать и сравнивать различные виды рекламы, отделять известное от неизвестного; -открывать новые знания и умения, решать компьютерные задачи через рассуждения, пробные упражнения; -изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы; -проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; -искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; -знакомиться с профессиями, уважительно относиться к труду мастеров. Л.- поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология» М. Самостоятельно: -анализировать образцы изделий с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделий; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -обобщать то новое, что освоено; -планировать практическую работу и работать по составленному плану; -отбирать необходимые материалы для изделия; -оценивать свои результаты и результаты однок-ассников. С помощью учителя: -исследовать свойства фольги, сравнивать способы обработки фольги с другими изученными материалами; Студия «Подарки » 4 Плетёная открытка. Изготовление открытки сложной конструкции. День защитника отечества. Изготовление макета Царь-пушки. Весенние цветы. Изготовление цветков сложной конструкции. -отделять известное от неизвестного; - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через исследование, пробные упражнения; -изготавливать изделия по технологической карте; -проверять изделия в действии; -корректировать конструкцию и технологию изготовления; -искать информацию в приложении учебниках, книгах, энциклопедиях, интернете; -осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебниках и других источниках информации. Л. -поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология М. Самостоятельно: -использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях; -анализировать образцы изделий с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -планировать практическую работу и работать по составленному плану; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -обобщать то новое, что освоено; -выполнять свою часть работы, договариваться, помогать друг другу в совместной работе; -оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. С помощью учителя: -наблюдать и обсуждать конструктивные особенности изделия сложной составной конструкции, делать выводы о наблюдаемых явлениях; -подбирать технологию изготовления сложной конструкции; -распределять работу и роли в группе, работать в группе, исполнять роли; -изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы; -проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях журналов, интернете. Л. -поощрять и стимулировать взаимопомощь во время коллективной работы, умение быть благодарным; Студия «Игрушк и» 3 История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом. Качающиеся игрушки. Изготовление игрушек с качающимся механизмом из сложных деталей. Подвижная игрушка «Щелкунчик». Игрушка с рычажным механизмом. Повторен ие. 1 Подготовка портфолио. -учить работать дружно, без конфликтов, учить мирно разрешать возникающие конфликтные ситуации; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология». М. Самостоятельно: -анализировать образцы изделия с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схемы; -обобщать то новое, что освоено; -оценивать результат своей работы и работы одноклассников. С помощью учителя: -наблюдать и сравнивать народные и современные игрушки, театральные куклы, их место изготовления, назначение, конструктивнохудожественные особенности, материалы и технологии изготовления; -отделять известное от неизвестного; -открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения; -изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схемы; -проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; -искать информацию в Приложении учебника, книгах, энциклопедиях журналов, интернете; обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике и других источниках информации. М. -обобщать то новое, что освоено; -оценивать результат своей работы и работы одноклассников. Л. - искать информацию в Приложении учебника, книгах, энциклопедиях журналов, интернете; -обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике и других источниках информации.