МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Управление образования Администрации города Новошахтинска МБОУ СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заместитель директора по УВР Директор ___________Рыбасова А.В. ____________Опалькина Л.П. __________Рыбасова А.В. Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 14 от «28» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. от «01»сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Орлята России» для обучающихся 1-4 класса Новошахтинск 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлѐнок». Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. Рабочая программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО-2021); - федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО); - федеральной образовательной программой начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372; Актуальность и назначение программы Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учетом всех вызовов современного мира. Цель курса: формирование у ребенка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: – воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России; – воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; – формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус; – воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре; – воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей; – содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру; – формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4года (1класс33 недели; 2-4 класс 34 учебных недели в год). - Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Форма промежуточной аттестации–ролевая игра Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: – осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; – сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; – уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны. Духовно-нравственное воспитание: – понимание связи человека с окружающим миром; – бережное отношение к среде обитания; – проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. – Признание индивидуальности каждого человека; – Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; – Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; – Выполнение нравственно этических норм поведения и правил межличностных отношений. Эстетическое воспитание: – Уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; – Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: – соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); – бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: – осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: – бережное отношение к природе; – неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: – первоначальные представления о научной картине мира; – познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. – проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности. Метапредметные результаты: Универсальные учебные познавательные действия: – Способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; – Способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; – Умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); – Умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); – умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); – умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; – понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео Универсальные учебные коммуникативные действия: – умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; – умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; – умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; – участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; – умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; – умение высказывать и отстаивать свое мнение; – умение рассуждать, вести повествование, строить свое высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; – корректно и аргументированно высказывать свое мнение; – умение работать в группе, общаться со сверстникамина принципах взаимоуважения и помощи; – признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; – умение высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы; – умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; – умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности Универсальные учебные регулятивные действия: – умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; – умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя; – умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; – формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; – формирование умения применять свои знания в практической деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1класс Умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе школе; умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять не сложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами. 2класс Знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями «доброволец» и «волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приемами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств. 3-4 классы Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека-лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро» ,«волонтер», «добровольчество», с качествами волонтера и теми добрыми делами, которые волонтеры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоениеь сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека–конверт-копилка Трек «Орленок–Эрудит» занимает первый ме- сяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассник более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтер», «волонтерское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задачу учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтера. Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орленок –Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную елку к новогоднему празднику и участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определенная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок–Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители». В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребенок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и мое дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы –хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека–Рюкзачок эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орленок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. 2 КЛАСС Трек «Орлёнок– Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека–конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплоченности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческихпоручений.1«Лидер–это…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическаяработа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет вкоманду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, дает ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др. Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека–Конверт-копилка. Трек «Орленок–Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учебе. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орленок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворенности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека-чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определенная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека–рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орленок–Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качестватрека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла программы. В рамках трека происходит ценностно- ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребенок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы –хранители исторической памяти своей страны. 3-4 КЛАСС Трек «Орлёнок– Лидер». Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека–конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплоченности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений. Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт-копилка. Трек «Орленок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учебе. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орленок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворенности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека–чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определенная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека–рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орленок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок–Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребенком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребенок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и мое дело важны для Родины». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего Контрол Практи ьные ческие Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Вводный «Орлятский 2 https://orlyatarussia.ru/ урок» 2 Орлѐнок – Эрудит 5 https://orlyatarussia.ru/ 3 Орленок – доброволец 4 https://orlyatarussia.ru/ 4 Орлѐнок – Мастер 4 https://orlyatarussia.ru/ 5 Орлѐнок – спортсмен 4 https://orlyatarussia.ru/ 6 Орлѐнок – Хранитель 4 https://orlyatarussia.ru/ исторической памяти 7 Орлѐнок – Эколог 5 https://orlyatarussia.ru/ 8 Орленок лидер 5 https://orlyatarussia.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 33 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС 1 № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего Контрол Практи ьные ческие Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Вводный «Орлятский урок» 1 https://orlyatarussia.ru/ Орлѐнок – Эрудит 4 https://orlyatarussia.ru/ Орленок – доброволец 4 https://orlyatarussia.ru/ Орлѐнок – Мастер 5 https://orlyatarussia.ru/ Орлѐнок – спортсмен 4 https://orlyatarussia.ru/ Орлѐнок – Хранитель 6 https://orlyatarussia.ru/ исторической памяти 7 Орлѐнок – Эколог 6 https://orlyatarussia.ru/ 8 Орленок лидер 4 https://orlyatarussia.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3-4 КЛАСС № Наименование разделов Количество часов Электронные п/п и тем Всего Контрол Практи (цифровые) ьные ческие образовательные ресурсы 2 3 4 5 6 Вводный «Орлятский урок» 2 Орлѐнок – Эрудит 3 Орленок – доброволец 4 Орлѐнок – Мастер 5 Орлѐнок – спортсмен 6 Орлѐнок – Хранитель исторической памяти 7 Орлѐнок – Эколог 8 Орленок лидер ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 https://orlyatarussia.ru/ 4 4 5 5 6 https://orlyatarussia.ru/ https://orlyatarussia.ru/ https://orlyatarussia.ru/ https://orlyatarussia.ru/ https://orlyatarussia.ru/ 4 5 34 https://orlyatarussia.ru/ https://orlyatarussia.ru/ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.) 2. Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр (изд. 2е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»: учебно-методический центр, 2020. – 80 с. – Текст: непосредственный. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. Питер, 2008 – 398с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://orlyatarussia.ru