РП Занимательная математика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Заместитель директора по УВР
Директор
___________Рыбасова А.В.
____________Опалькина Л.П.
__________Рыбасова А.В.
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 14
от «28» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
от «01»сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Занимательная математика»
для обучающихся 1-4 класса

Новошахтинск 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС
НОО-2021);
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС
НОО);
- федеральной образовательной программой начального общего образования, утв.
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372;
-методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при
введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо
Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
-Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф.
Виноградовой. – М. Вентана Граф, 2011г.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего
школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера
будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной
работой. В этом может помочь курс внеурочной деятельности «Занимательная
математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся,
способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся,
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на 4 года (1-4классы).
Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать
и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе
решения задач на смекалку, головоломок, через- интересную деятельность, необходимо
отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает
предмет, развивает свои творческие способности.
ЦЕЛЬ:
совершенствование математической грамотности обучающихся,
поддержка учащихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых
результатов, связанных с овладением математики как предметным и метапредметным
результатом;
совершенствование вычислительной грамотности обучающихся, поддержка
обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов,
связанных с решением задач.
ЗАДАЧИ:

- Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- Расширять математические знания в области чисел;
- Содействовать умелому использованию символики;
- Правильно применять математическую терминологию;
- Развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
- Развивать краткости речи.
Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся:
 Усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
 Помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
 Формировать творческое мышление;
- Способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности
учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
- Развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных
действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже
знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений
классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием
логического и творческого мышления.
Формы организации обучения
— учебный курс;
учебная лаборатория,
математические игры, работа с конструкторами,
проектная деятельность, конференции,
интеллектуальные марафоны;
викторины, КВНы;
познавательные игры; предметные недели, праздники, конкурсы и др.
математические игры: - — «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с
игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,
«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное
число», «Отгадай число и месяц рождения»; - — игры: «Волшебная палочка», «Лучший
счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов»,
«Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; - — игры с мячом: «Наоборот»,
«Не урони мяч»; - — игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние
карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; - — математические
пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
«Умножение», «Деление»; - — работа с палитрой — основой с цветными фишками и
комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; - — игры:
«Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,
конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и
конструирование». Работа с конструкторами: — моделирование фигур из одинаковых
треугольников, уголков; — танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат».
«Спичечный» конструктор; - — конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; —
конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», - «Паркеты и мозаики»,

«Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и
конструирование».
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся1-4 классов (7-10лет).
Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю,
продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с
продолжительностью занятия 40 мин. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе – 33часа в год. Во 2 - 4 классах - 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1 КЛАСС
1.Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел
от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Форма
организации обучения — математические игры: — «Весёлый счёт» — игра-соревнование;
игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник»,
«Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры: «Волшебная палочка»,
«Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор
плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом:
«Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) —
двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; —
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах
10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными
фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и
др.; — игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской
бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
2. Мир занимательных задач. Задачи, допускающие несколько способов решения.
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шаФорма организации занятий. Математические(логические) игры,
задачи, упражнения, графические задания, развлечения-загадки, задачи-шутки, ребусы,
головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и
др. Преобладающие формы занятий Групповая гов» (алгоритм) решения задачи. Задачи,
имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
3. Геометрическая мозаика. Пространственные представления. Понятия «влево»,
«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число,
стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному
маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение
собственного маршрута (рисунка) и его описание. Форма организации обучения — работа
с конструкторами: — моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; —
танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; — конструкторы «Танграм»,
«Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и
др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2 КЛАСС

1. Числа. Арифметические действия. Величины. Сложение и вычитание чисел в
пределах 100.Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др. Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья
сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не
собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения»; — игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга»,
«День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин»,
«Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором
«Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне —
задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20;
100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с
палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам:
«Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на
бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» .
2. Мир занимательных задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные
задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и
заданий. Нестандартные задачи.
3. Геометрическая мозаика. Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей
фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной
фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным
контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу. Форма организации обучения — работа с
конструкторами: — моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; —
танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; — конструкторы «Танграм»,
«Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и
др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
3 класс
1. Числа. Арифметические действия. Величины. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых
кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1до1000.Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000. Форма организации обучения — математические игры: — «Весёлый счёт»
— игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?»,
«Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,
«Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; —
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд
дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточкисчиталочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на
другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,

«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой —
основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и
вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной
доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек- тронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
2. Мир занимательных задач. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на
переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в
задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и
задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
3. Геометрическая мозаика. Разрезание и составление фигур. Деление заданной
фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности наорнаменте. Составление, вычерчивание
орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Форма
организации обучения — работа с конструкторами: — моделирование фигур из
одинаковых треугольников, уголков; — танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи
квадрат». «Спи- чечный» конструктор; — конструкторы лего. Набор «Геометрические
тела»; — конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
4 класс
1. Числа. Арифметические действия. Величины. Числа от 1 до 1000. Сложение и
вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром:
число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов,
связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные
задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры: — «Весёлый счёт» — играсоревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший
лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число»,
«Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры: «Волшебная
палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай»,
«Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с
мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточки-считалочки»
(сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; —
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах
10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными
фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и
др.; — игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской
бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
2. Мир занимательных задач. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор
верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и
выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса

«Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
3. Геометрическая мозаика. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
шестиугольная призма, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида
и др. (по выбор у учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; — танграм: древняя
китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; — конструкторы
лего. Набор «Геометрические тела»; — конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино»,
«Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры.
 Действовать в соответствии с заданными правилами.
 Включаться в групповую работу.
 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение
и аргументировать его.
 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
 Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
 Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации.
 Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
 Воспроизводить способ решения задачи.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.  Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
 Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
 Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
 Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
 Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
 Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
 Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
 Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток.
 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему(заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Познавательные УУД: Младшие школьники узнают:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать
объекты по заданным признакам;
-анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
-находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения
объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия
полученных групп; -отрабатывать вычислительные навыки;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
- формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения
задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей;
-различать обоснованные и не обоснованные суждения;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового
характера.
ФОРМЫ ИВИДЫ КОНТРОЛЯ
- Участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по
математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных
математических конкурсах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».