РП Русский язык 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Заместитель директора по УВР
Директор
___________Рыбасова А.В.
____________Опалькина Л.П.
__________Рыбасова А.В.
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 14
от «28» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
от «01»сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык)»
для обучающихся 9 класса

город Новошахтинск 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основании базисного учебного
плана образовательных школ РФ (приказ Министерства образования
РФ от 09.03.2004 г., ред. от 30.08.2010 г.); Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства
образования РФ от 05.03.2004 г. №21/12); на основании примерных
программ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Под редакцией М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2013, учебника: Русский язык. 9
класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. /Под редакцией
М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2020.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, но в связи с совпадением рабочих и праздничных дней (23 февраля, 8 марта, 3 мая, 10 мая)
будет реализована в рамках 98 часов.
Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с

текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
 обеспечение языкового развития обучающихся
 овладение ими речевой деятельностью
Курс предусматривает изучение следующих разделов:







Русский литературный язык
Повторение изученного в 5-8 классах
Сложносочиненное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной
связи
 Синтаксические конструкции с чужой речью
 Повторение изученного в 9 классе
Главной особенностью программы является ее направленность на:
 достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
 осмысления его основных закономерностей
 усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
 развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
 навыков самостоятельной учебной деятельности
 самообразования, речевого самосовершенствования
 успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и
взаимосвязи
 способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
 грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
Курс отличается:
 ярко выраженной семантической направленностью в изучении
грамматико – орфографического материала

 усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка,
формированию навыков использования справочной литературы,
работы с различными видами лингвистических словарей
 вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
 идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что
способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в
школе на уроках по разным предметам
 идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается
прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
 культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории
языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах,
материалов по этимологии
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней
школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного
языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая
программа предусматривает формирование таких жизненно важных
умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность
передавать ее в соответствии с условиями общения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде
трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Содержание обучения русскому языку отобрано и
структурировано на основе компетентностного подхода. В соответ-

ствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая
компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:
 освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
 овладение основными нормами русского литературного языка;
 обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
 формирование способности к анализу и оценке языковых явлений
и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование
речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных
условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение
русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в
программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает
формирование таких жизненно важных умений, как различные виды
чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в
различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе
перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают
устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Требования к уровню подготовки
выпускников за курс
основной школы по русскому языку:
В результате изучения русского языка в основной школе ученик
должен знать:
 изученные разделы науки о языке;
 смысл понятий речь устная и письменная;
 монолог, диалог и их виды;
 сфера и ситуация речевого общения;
 функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры;
 текст, его функционально-смысловые типы;
 основные единицы языка, их признаки;
 основные нормы русского литературного языка
ученик должен уметь:
 объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
 определять тему, основную мысль текста, его принадлежность
к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
 опознавать языковые единицы, проводить различные виды их
анализа;
 использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
 адекватно понимать информацию устного сообщения;
 читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое);
 воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект);
 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
 владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

 свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность);
 владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою
речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
 извлекать информацию из различных источников;
 свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том
числе представленными в электронном виде на различных
информационных носителях (компакт-диски учебного назначения);
 соблюдать:
 этические нормы речевого общения (нормы речевого
этикета);
 основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
 основные правила орфографии и пунктуации;

Перечень учебных тем по стержневым линиям учебного
курса
«Русский язык» 9 класс
Количество
часов
10

№
п/п

Название раздела
(главы)

1

Повторение изученного в
5-8 классах

2

Сложное предложение

3

3

Сложносочиненное предложение

10

4

Сложноподчиненное
предложение

35

5

Сложное бессоюзное
предложение

15

6

Повторение изученного в
5- 9 классе

25

Основные понятия

Тематические планируемые результаты

Основные нормы рус- Уметь дать развернуского литературного
тый ответ на вопрос
языка
«Что для меня русский
язык?
Понятие
и
типы Уметь самостоятельно
сложного предложе- составлять
сложные
ния
предложения
разных
типов
Понятие сложносочи- Уметь самостоятельно
ненного предложения, составлять сложносочиего виды
ненные предложения и
и особенности, пунк- схемы предложений
туация сложносочиненных предложений
Понятие сложнопод- Уметь самостоятельно
чиненного предложе- составлять сложноподния, его виды
чиненные предложения
и особенности, пунк- с придаточным опредетуация сложноподчи- лительным и с приданенных предложений точным
изъяснительным, а также схемы таких предложений
Понятие
сложного
бессоюзного предложения, его виды
и особенности, пунктуация сложных бессоюзных предложений
Краткий обзор всех
тем за 9 класс

Уметь самостоятельно
составлять
сложные
бессоюзные предложения, а также схемы таких предложений
Уметь самостоятельно
составлять сложные
предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи, а
также схемы таких
предложений
Уметь сравнивать и
анализировать языковые

факты

Тематическое планирование
уроков русского языка в 9Бклассе на 2023
– 2024 учебный год
№ п/п

Название тем
Содержание уроков

Русский язык – национальный язык русского народа
Повторение изученного в 5-8 классах
2
Фонетика. Орфоэпия. Графика
3
Лексика. Морфемика. Словообразование
4
Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
5
Контрольная работа №1. Диагностический диктант
6
Анализ диктанта
7
Стили и типы речи
8
Строение текста
9
Комплексный анализ текста
10
Комплексный анализ текста
Сложное предложение
11
Понятие сложного предложения
12
Типы сложного предложения и средства связи
между его частями
13
Типы сложного предложения и средства связи
между его частями
Сложносочиненное предложение
14
Понятие сложносочиненного предложения
15
Виды сложносочиненного предложения
16
Виды сложносочиненного предложения
17-18 Художественная речь и язык художественной литературы.
19
Контрольная работа №2. Написание сжатого изложения
20
Контрольная работа №2. Написание сжатого изложения
Сложноподчиненное предложение
21
Понятие сложноподчиненного предложения
22
Виды сложноподчиненного предложения
23
Виды сложноподчиненного предложения. Контрольная работа №3 Диктант
24
Сложноподчиненное предложение с придаточным
определительным
25
Сложноподчиненное предложение с придаточным
определительным
26-27 Сложноподчиненное предложение с придаточным
изъяснительным
1

1

Примерные сроки
изучения темы,
даты проведения
уроков
5.09

1
1
1

7.09
7.09
12.09

1
1
1
1
1
1

19.09
14.09
14.09
21.09
21.09
26.09

1
1

28.09
29.09

1

3.10

1
1
1
2

5.10
5.10
10.10

Количество
уроков

12.10
12.110

1

17.10

1

19.10

1
1
1

19
24
26

1

26

1

7.11

2

9.11
9.11

28-29 Контрольная работа №4. Сочинение по исходному
тексту
30
Сложноподчиненное предложение с придаточными
обстоятельственными
31-32 Сложноподчиненное предложение с придаточным
места
33-34 Сложноподчиненное предложение с придаточным
времени
35-36 Сложноподчиненное предложение с придаточным
сравнения
37
Использование различных стилей речи в художественном произведении
38
Контрольная работа №5. Написание сжатого изложения
39
Контрольная работа №5. Написание сжатого изложения
40-41 Сложноподчиненное предложение с придаточным
образа действия и степени
42
Р.речи. Путевые заметки
43-44 Сложноподчиненное предложение с придаточным
цели
45-46 Сложноподчиненное предложение с придаточным
условия
47-48 Сложноподчиненное предложение с придаточным
причины и следствия
49-50 Сложноподчиненное предложение с придаточным
уступительным
51
Контрольная работа №6. Сочинение по исходному
тексту
52
Р.речи. Рецензия.
53
Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными
54
Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными
55
Контрольная работа №7. Диктант по теме «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»
56
Анализ контрольного диктанта
57
Р.речи. Эссе.
Бессоюзное сложное предложение
58
Понятие бессоюзного сложного предложения
59
Бессоюзные предложения со значением перечисления
60
Бессоюзные сложные предложения со значением
причины, пояснения, дополнения
61
Бессоюзные сложные предложения со значением
противопоставления, времени или условия и следствия
62
Бессоюзные сложные предложения со значением
противопоставления, времени или условия и след-

2
1
2

14.11
16.11
16.11

1

21
23
23
28
30
30
5.12

1

7

1

7

2

12
14
14
19
21
21
26
28
28

2
2

1
2
2
2
2
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

63

64

65
66
67
68
69
70
71
72
73-74
75-78
79-81
82-84
85-92
93
94
95-96
97-98

ствия
Бессоюзные сложные предложения со значением
противопоставления, времени или условия и следствия
Бессоюзные сложные предложения со значением
противопоставления, времени или условия и следствия
Р.речи. Письменная и деловая речь.
Обобщение по теме
Контрольная работа №8. Тест по теме «Бессоюзные
сложные предложения»
Анализ контрольной работы по теме «Бессоюзные
сложные предложения»
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Контрольная работа №9. Диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Анализ контрольного диктанта
Повторение изученного в 9 классе
Сложносочиненное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Повторение изученного в 5-9кл
Контрольная работа №10
( Промежуточная аттестация)
Анализ контрольной работы № 10
Повторение, обобщение изученного 5-9 кл.
Подведем итоги

1

1

1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
8
1
1
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».