муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Новошахтинска имени Героя Советского Союза Коршунова К.И. Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» 08 2023 г. Утверждаю директор МБОУ СОШ № 1 Рыбасова А.В. Приказ № 21 от «01» 09 2023 Рабочая программа по геометрии Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 9 класс Количество часов : 67 Программа разработана на основе Программы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др., Составитель Т.А. Бурмистрова «Геометрия», 7-9 классы» М.: Просвещение, 2014 г. ООП ООО ФГОС. 2023-2024 учебный год. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии для 9 класса разработана на основе: п.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федераци; Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями); Примерной программы основного общего образования по математике и программы по геометрии к учебникам для 7-9 классов (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев - М.: Просвещение, 2014); Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1; Календарного учебного графика; Положения МБОУ СОШ № 1 “О рабочей программе "; Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2023-2024 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы учащихся, родителей. Место предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Программа будет реализована за 66 ч, так как согласно расписанию уроков на 2023 – 2024 год происходит потеря учебных часов, приходящихся на 29.04; 9.05, объявленных Постановлением Правительства РФ праздничными днями. Недостающие часы будут компенсированы за счёт уроков повторения. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития: 1. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; 2. Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; 3. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; 4. Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; 5. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; 6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; 2) в метапредметном направлении: 1. Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; 2. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; 3. Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности. 3) в предметном направлении: Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. 2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития: 7. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; 8. Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; 9. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; 10. Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; 11. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; 12. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; 2) в метапредметном направлении: 4. Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; 5. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; 6. Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности. 3) в предметном направлении: Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. 3. Содержание учебного предмета № п/п 1 Название раздела Вводное повторение Кол-во часов 2 Основное содержание 2 Векторы 13 Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. 3 Метод координат 11 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника 15 Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Ска- Тематические планируемые результаты Знать и понимать: понятия: медиана, биссектриса, высота, треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат. Уметь: выполнять задачи из разделов курса VIII класса, используя теорию: теорема Пифагора, свойство средней линии треугольника, формулы вычисления площади треугольника; свойства, признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника. Знать и понимать: - понятия вектора, нулевого вектора, длины вектора, коллинеарных векторов, равенства векторов; - операции над векторами в геометрической форме (правило треугольника, правило параллелограмма, правило многоугольника, правило построения разности векторов и вектора, получающегося при умножении вектора на число); законы сложения векторов, умножения вектора на число; - формулу для вычисления средней линии трапеции. Уметь: - откладывать вектор от данной точки; - пользоваться правилами при построении суммы, разности векторов; вектора, получающегося при умножении вектора на число;- применять векторы к решению задач; - находить среднюю линию треугольника; Знать и понимать: - понятие координат вектора; - лемму и теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам; - правила действий над векторами с заданными координатами;- понятие радиус-вектора точки; - формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками;- уравнения окружности и прямой, осей координат. Уметь: - раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; - находить координаты вектора, - выполнять действия над векторами, заданными координатами; - решать простейшие задачи в координатах и использовать их при решении более сложных задач; - записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач; - строить окружности и прямые, заданные уравнениями. Знать и понимать: - понятия синуса, косинуса и тангенса для углов от 0 до 180 0 ; - основное тригонометрическое тождество; - формулы приведения; - формулы для вычисления координат точки; соотношения между сторонами и углами треугольника:- теорему о площади треугольника; - теоремы синусов и косинусов и измерительные работы, основанные на использовании этих лярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. 5 Длина окружности и площадь круга 11 Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. 6 Движения 9 7 Повторение. Решение задач. 6 Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам Умение работать с различными источниками информации. теорем;- определение скалярного произведения векторов; - условие перпендикулярности ненулевых векторов; - выражение скалярного произведения в координатах и его свойства. - методы решения треугольников. Уметь: - объяснять, что такое угол между векторами; - применять скалярное произведение векторов при решении геометрических задач. - строить углы; - применять тригонометрический аппарат при решении задач, вычислять координаты точки с помощью синуса, косинуса и тангенса угла; - вычислять площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними; - решать треугольники. Знать и понимать: - определение правильного многоугольника; - теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; - формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; - формулы длины окружности и дуги окружности;- формулы площади круга и кругового сектора; Уметь: - вычислять площади и стороны правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей; - строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки; - вычислять длину окружности, длину дуги окружности;площадь круга и кругового сектора. Знать и понимать: - определение движения и его свойства; -примеры движения: осевую и центральную симметрии, параллельный перенос и поворот; - при движении любая фигура переходит в равную ей фигуру; - эквивалентность понятий наложения и движения Уметь: - объяснять, что такое отображение плоскости на себя; - строить образы фигур при симметриях, параллельном переносе и повороте; - решать задачи с применением движений. Уметь: - отвечать на вопросы по изученным в течение года темам; - применять все изученные теоремы при решении задач; - решать тестовые задания базового уровня; - решать задачи повышенного уровня сложности.