Приложение 1 к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 4 класс 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Русский язык» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение».) и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез; формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма; уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи); формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы; формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка); удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью; способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности. При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять. Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые способности и недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. У учащихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего обучения. Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для учащихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на контингент с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата. В ходе обучения младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания. Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для учащихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п. Специфические трудности обучения детей с задержкой психического развития Тип трудностей На занятиях постоянно отвлекается Причины Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к материалу в силу преобладания игровых интересов, индивидуально-типологические особенности (преобладание возбуждения над процессом торможения0 Проявляет аффективные реакции (например, в Незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы ответ на замечания) Трудности при решении математических задач Недоразвитие свойств внимания, памяти (слуховой и речевой), трудности понимания лексико-грамматических конструкций, низкий уровень развития пространственных функций, Трудности при пересказе текста Недоразвитие логической памяти, последовательных умозаключений, ограниченный словарный запас, речевые дефекты (дизартрия, алалия) Пропуски букв в письменных работах Низкий уровень развития произвольного внимания, несформированность самоконтроля, трудности работы по правилам, недоразвитие объёма и распределения внимания Трудности понимания объяснений учителя с Личностные особенности (школьные фобии, тревожность, эмоциональная неустойчивость), первого раза слабая концентрация внимания, низкий уровень развития произвольности, недоразвитие слухоречевой памяти Постоянная невнимательность, рассеянность Недоразвитие мотивации учебной деятельности, слабая концентрация и устойчивость и объём внимания, низкий уровень развития произвольности Неумение справляться с заданием в процессе Несформированность приёмов учебной деятельности, недостаточная мотивация учебной самостоятельной работы в классе деятельности, низкий уровень развития произвольности Постоянное забывание учебников, опаздывание, Выраженная эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность, низкий уровень пропуски уроков развития произвольности, недоразвитие навыков самоконтроля, свойств внимания, памяти Технологии индивидуальной поддержки учащихся: Дифференциация учебного материала через разную степень помощи учителя: одни получают полный алгоритм выполнения задания, другие только основные моменты, на которые следует обратить внимание при выполнении задания. Игровые технологии (использование дидактических игр) Технология знаковых моделей при объяснении материала (схемы, таблицы, памятки-подсказки) Технология моделирования (придумывание аналогичного задания для лучшего понимания и закрепления) Личностно-ориентированное обучение (включение в урок заданий развивающего характера, опирающиеся на разные анализаторы; ученик не просто списывает, читает, отвечает, но и активно включает работу психологических функций) Формы проведения занятий практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе выделяется 136 часа в год (4 ч в неделю, 34 учебные недели), что соответствует количеству часов, отведённых программой для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими заключение ПМПК (вариант 6.1, 7.1, 7.2). Возможно увеличение до 5 часов в неделю. Материально-техническое обеспечение Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 1. Лента букв, образцы письменных строчных и заглавных букв, слоговые таблицы, тетради с разлиновкой в сетку, прописи. 2. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. 3. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой. 4. Словари по русскому языку. 5. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ. Технические средства обучения. 1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок 2. Мультимедийный проектор 3. Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по русскому языку 4. Компьютер 5. Материалы МЭШ 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение; развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебнопознавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.); улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации; совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.); улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов; развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата. Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский язык» могут проявляются в: принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности; формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией); развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников); развитии адекватных представлений о собственных возможностях; овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец); кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.); осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова); сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавныепрописные); обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных); различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами); вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности; использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем. Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях: – организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.); – задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента; – распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени; – словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях: – слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь; – отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка; 3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 4) овладение основами грамотного письма; 5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. 3. Содержание учебного предмета «Русский язык» Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определѐнной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твѐрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приѐмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твѐрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имѐн существительныходушевлѐнных и неодушевлѐнных по вопросам кто? и что? Выделение имѐн существительных собственных и нарицательных. Различение имѐн существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имѐн существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имѐн прилагательных. Морфологический разбор имѐн прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, еѐ значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространѐнные и нераспространѐнные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (вначале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.; • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, рожь, мышь); • соединительные о и е, в сложных словах (самолѐт, вездеход) • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка). • безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); • безударные падежные окончания имѐн прилагательных; • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении в предложениях; • запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учѐтом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Слова с непроверяемыми написаниями: Алфавит, апрель, берѐза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жѐлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шѐл, щавель, яблоня, ягода, январь. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем Всего часов 1 Повторение 10 2 Предложение 6 3 Слово в языке и речи 19 4 Имя существительное 41 5 Имя прилагательное 31 6 Местоимение 9 7 Глагол 32 8 Повторение 18 Итого: 136 часов 4. Календарно-тематическое планирование № урока № урока раз Тема урока дела Дата Дата проведения проведения (планируемая) (фактическая) Раздел « Предложение (синтаксис и пунктуация)» - 28 часов 1 1 Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. 05.09 2 2 Язык и речь. Формула вежливости 06.09 3 3 Текст и его план 07.09 4 4 Обучающее изложение 11.09 5 5 Анализ изложения. Типы текстов 12.09 6 6 Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по 13.09 интонации 7 7 Диалог. Обращение 14.09 8 8 Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения 18.09 9 9 Контрольный диктант 19.09 10 10 Словосочетание 20.09 Раздел «Предложение» – 6ч. 11 12 1 Однородные члены предложения. 21.09 2 Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с 25.09 однородными членами 13 3 Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 26.09 14 4 Наши проекты 27.09 5 Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе 28.09 15 16 сложного 6 Контрольный диктант 02.10 Раздел «Слово в языке и речи» – 17ч. 17 18 1 Слово и его лексическое значение 03.10 2 Многозначные слова. Прямое и переносное значение. Заимствованные слова. 04.10 Устаревшие слова 19 3 Синонимы. Антонимы. Омонимы 05.10 20 4 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. 09.10 21 5 Состав слова. Распознание значимых частей слова 11.10 22 6 Состав слова. Распознание значимых частей слова 12.10 23 7 Правописание гласных и согласных в корнях слов 16.10 24 8 Правописание приставок и суффиксов 17.10 25 9 Разделительный твердый и мягкий знаки 18.10 26 10 Обучающее изложение 19.10 27 11 Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи 23.10 28 12 Склонение имен существительных и имен прилагательных 24.10 29 13 Имена числительные. Глагол 25.10 30 14 Наречие как часть речи 26.10 31 15 Правописание наречий 07.11 32 16 Сочинение отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» 08.11 33 17 Контрольный диктант 09.11 Раздел «Имя существительное» – 30ч. 34 35 36 37 38 1 Распознание падежей имен существительных 13.11 2 Упражнение в распознании имен существительных в И.п., Р.п., В.п. 14.11 неодушевленных имен существительных 3 Упражнение в распознании имен существительных творительном и предложном 15.11 падежах 4 Повторение сведений о падежах и приемах их распознания. Несклоняемые имена 16.11 существительные 5 Три склонения имен существительных (общее представление). 1склонения имен 20.11 существительных 39 6 Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» 21.11 40 7 2 склонения имен существительных 22.11 41 8 Упражнение в распознании имен существительных 2 склонения 23.11 42 9 3 склонения имен существительных 27.11 43 10 Упражнение в распознании имен существительных 3 склонения 28.11 44 11 Обучающее изложение 29.11 12 Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2,3склонения 30.11 единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен 45 существительных 46 47 48 49 50 51 52 13 Именительный и винительный падежи имен существительных. 04.12 14 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 05.12 родительном падеже 15 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в дательном 06.12 падеже 16 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 07.12 родительном и дательном падеже 17 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 11.12 творительном падеже 18 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 12.12 предложном падеже 19 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех 13.12 падежах 53 20 Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» 14.12 54 21 Контрольный диктант 18.12 55 22 Анализ диктанта. Повторение 19.12 56 23 Склонение имен существительных во множественном числе 20.12 57 24 Именительный падеж имен существительных множественного числа 21.12 58 25 Родительный падеж имен существительных множественного числа 22.12 59 26 Д.п., Т.п., П.п. имен существительных множественного числа 25.12 60 61 27 Обучающее изложение 26.12 28 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в 27.12 единственном и множественном числе. 62 29 Контрольный диктант 28.12 63 30 Анализ диктанта. Наши проекты 29.12 Раздел «Имя прилагательное» - 25ч 64 1 Имени прилагательное как часть речи 09.01 65 2 Род и число имен прилагательных 10.01 66 3 Описание игрушки 11.01 67 4 Склонение имен прилагательных. 15.01 68 5 Сочинение по картине А.В. Серова «Мика Морозов» 16.01 69 6 Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 17.01 7 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и 18.01 70 Р.п. 71 8 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Д.п. 22.01 72 9 Именительный, винительный, родительный падеж. 23.01 10 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т.п.и 24.01 73 П.п. 74 11 Выборочное изложение повествовательного текста. Наши проекты 25.01 75 12 Анализ изложения. Склонение имен прилагательных женского рода 29.01 76 13 Именительный и винительный падеж имен прилагательных женского рода. 30.01 77 14 Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. имен прилагательных женского рода. 31.01 78 15 В.п. и Т.п. падеж имен прилагательных женского рода 01.02 79 16 Изложение описательного текста 05.02 80 17 Анализ изложения. Склонение имен прилагательных во множественном числе 06.02 81 18 Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости» 07.02 82 19 И.п. и В.п. имен прилагательных множественного числа 08.02 83 20 Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа 12.02 84 21 Д.п. и Т.п. имен прилагательных множественного числа 13.02 85 22 Обобщение по теме «Имя прилагательное». 14.02 86 23 Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» 15.02 87 24 Контрольный диктант 19.02 88 25 Анализ диктанта. Повторение 20.02 Раздел «Местоимение» - 7 ч. 89 1 Местоимение как часть речи. Личные местоимения 21.02 90 2 Изменение личных местоимений 1го, 2го лица по падежам 22.02 91 3 Изменение личных местоимений 3го лица по падежам 26.02 92 4 Изменение личных местоимений по падежам 27.02 93 5 Изложение повествовательного текста с элементами описания 28.02 94 6 Контрольный диктант 29.02 95 7 Анализ контрольного диктанта. Повторение 04.03 Радел «Глагол» – 26 ч. Роль глаголов в языке 96 1 05.03 97 2 Изменение глаголов по временам 06.03 98 3 Неопределенная форма глагола 07.03 99 4 Изменение глаголов по временам 11.03 100 5 Изложение повествовательного текста по цитатному плану 12.03 101 6 Анализ изложения. Спряжение глаголов 13.03 102 7 Спряжение глаголов 14.03 103 8 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе 18.03 104 9 Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» 19.03 105 10 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени 20.03 106 11 1 и 2 спряжение глаголов будущего времени 21.03 107 12 Наши проекты 01.04 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем 02.04 времени 03.04 108-110 13-14 111 15 Возвратные глаголы 04.04 112 16 Правописание возвратных глаголов 08.04 113 17 Закрепление. Составление рассказа по серии картинок 09.04 114 18 Правописание глаголов в прошедшем времени 10.04 115 19 Изложение повествовательного текста по вопросам 11.04 116 20 Контрольный диктант 15.04 117 21 Анализ диктанта. Повторение 16.04 118 22 Обобщающий урок по теме «Глагол» 17.04 119 23 Обобщающий урок по теме «Глагол» 18.04 120 24 Изложение повествовательного текста 22.04 121 25 Проверка знаний по теме «Глагол» 23.04 122 26 Анализ изложения и текстовой работы 24.04 Повторение -14 ч. 123 1 Язык. Речь. Текст. 25.04 124 2 Предложение и словосочетание 02.05 125 3 Предложение и словосочетание 06.05 126 4 Лексическое значение слова 07.05 127 5 Сочинение по картине «Мои впечатления о картине И.И.Шишкина «Рожь» 08.05 128 6 Состав слова 13.05 129 7 Состав слова 14.05 130 8 Части речи 15.05 131 9 Изложение повествовательного текста 16.05 132 10 Анализ изложения. Части речи 20.05 133 11 Итоговый контрольный диктант 21.05 134 12 Анализ контрольного диктанта. Повторение 22.05 135 13 Звуки и буквы 23.05 136 14 Игра «По галактике Частей речи» 24.05