Приложение 6 к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1- 4класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы по учебному курсу начального образования «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского «Школа России» - М: «Просвещение» и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета Учебный предмет «Изобразительное искусство» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.). Предмет «Изобразительное искусство» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в образовании. Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы. Предмет «Изобразительное искусство» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей учащихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение. Место предмета в учебном плане В 1 и 1 дополнительном классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на предмет «Изобразительное искусство», отводится по 33ч (1 ч в неделю, 33учебных недель в каждом классе). Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» Изучение Изобразительного искусства по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является следующие качества: •формирование к учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; •формирование ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. •способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; •умение связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения; работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки; •желание развивать свои творческие способности в разных областях изобразительного искусства, умение передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер, изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы; •желание вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве для формирования своего мнения о рассматриваемых произведениях; •сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; •сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития изобразительного искусства в общественной практики; •сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; •креативность мышления, инициатива, находчивость, активность, умение контролировать процесс и результат своей творческой деятельности. Средством достижения этих результатов является: •система заданий учебников; •представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса; •использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология индивидуальной и совместной практической деятельности, технология оценивания. Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; выдвигать творческие способы и решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, разные техники выполнения, компьютер); работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные художественные средства и материалы (в том числе и Интернет); свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; в ходе представления проекта давать оценку его результатам; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; давать оценку своим личным качествам и чертам характера («каков я»), определять напрвления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать») Средством формирования регулятивных УУД служат технология системно-деятельностного подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: -создавать свою технику выполнения задания; -самостоятельно выбирать материал выполнения творческой работы -строить сообщения в устной и письменной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); -в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; -учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Предметные: -умение различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; -умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - понимать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; - распознавать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; - умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - умение составлять композиции с учётом замысла; - умение конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - умение конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - умение конструировать из природных материалов; - умение пользоваться простейшими приёмами лепки. По окончании изучения предмета «Изобразительное искусство» учащийся научится (получит возможность научиться): усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; -участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; - развивать фантазию, воображение; -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; - научиться анализировать произведения искусства; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; - приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей. Итоговый контроль Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить самореализацию своего творчества радость успеха через защиту проектов. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство» Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 1 и 1 дополнительный класс Тема раздела Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения. Количество часов Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) 18 Формирование интереса к изобразительному искусству. Умение находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Умение придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Научить работать с пластилином, графическим материалом, акварелью ,гуашью. Умение Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. 16 Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. 22 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 10 передавать настроение через цвет. Умение выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Умение находить выразительные образные объёмы в природе. Формирование интереса к декоративной композиции. Изучение разных техник выполнения декоративно-прикладного искусства. Умение создать самостоятельно орнамент и разукрашивать его несколькими цветами. Научить работать сближенными цветами. Умение конструировать из геометрических фигур композицию. Умение воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала. Умение работать в ласкутной и бумажной технике. Развивитие фантазии. Расширение кругозора учащегося. Овладевать первичными изображениями в обёме. Умение наблюдать за окружающим миром, видеть его целостность. Умение в ходе представления проекта давать оценку его результатам. Умение отражать красоту мира в своём творческом и образном подходе к работе. Итого: 66 Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 2 класс Тема раздела Количество часов Чем и как работают художники 8 Реальность и фантазия 7 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Умение наблюдать цветовые сочетания в природе, Смешивать краски сразу на листе бумаги посредством приёма «Живая краска» Овладевать первичными живописными навыками. Учиться различать светлые и тёмные цвета и тона. Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов, Умение различать основные и составные цвета; -применять первичные живописные навыки; -использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению. Знание жанров изобразительного искусства Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Придумывать выразительные фантастические О чём говорит искусство 10 Как говорит искусство 8 образы животных. Умение изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. ознакомление с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой. Развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни; развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Умение развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. Наблюдать природу в различных состояниях. Умение использовать художественные материалы (гуашь); -применять основные средства художественной выразительности живописи (по воображению); -сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Расширять знания о средствах художественной выразительности. Умение составлять теплые и холодные цвета; глухие и звонкие; Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Умение видеть линии в окружающей действительности. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Понимать ,что такое ритм. Уметь передавать расположение летящих птиц на плоскости листа. Умение создавать композицию с помощью пятен и пропорций. Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Итого 33 Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 3 класс Тема раздела Искусство в твоем доме Количество часов 8 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Искусство на улицах твоего города 8 Художник и зрелище 9 Художник и музей 8 Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки . Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества. Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа . Знать художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа. Сравнивать объекты, элементы театральносценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Знание истоков театрального искусства. Умение создать свою сказку на театральной сцене ,используя художественные навыки и приёмы. Знание истоков театрального искусства. Умение создать образ героя. Формировать знания о музеях искусства России , о их роли в мире . Формировать знания о великих художниках мира и об их вкладе в искусство. Умение изображать портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурную среду, создавать скульптуру. Формировать взгляд на картину, как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Итого: 33 Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 4 класс Тема раздела Истоки искусства твоего народа Количество часов 8 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Характеризовать красоту природы родного края, особенности красоты природы разных климатических зон. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Видеть целостность коллективной работы через создание панно способом объединения индивидуально созданных изображений. Ценить эстетическую красоту русского деревянного зодчества. Древние города твоей земли 7 Каждый народ – художник 10 Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города(кремль,торг,посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре,понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Умение конструировать крепостные башни, ворота . Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Развивать интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур Знание художественной культуры Искусство объединяет народы 8 Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии. Изучение искусства народов гор и степей. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Видеть образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Узнавать и приводить примеры произведений искусства ,выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведения. Видеть единство матери и ребёнка. Развивать навыки композиционного изображения. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Понимание смыслового значения через сюжет картины. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом через характерность человеческих образов и сопереживание с ними. Итого: 33 *календарно-тематическое планирование в приложении в зависимости от конкретного класса. Материально-техническое обеспечение Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности учащихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения, используемым на уроках по предмету «Изобразительное искусство» относятся мультимедийный проектор с экраном, принтер, интерактивные доски.