РП_История_России._Всеобщая_история_10_класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 города Новошахтинска

Рассмотрено и рекомендовано к

Утверждаю

утверждению

Директор МБОУ СОШ № 1

на заседании педагогического совета

__________________

протокол № 1

Рыбасова А. В.

от « _28_» ____08____2024 года

Приказ №_14__ от «_2_» __09_ 2024г

Рабочая программа учебного предмета
«История России. Всеобщая история»
10 КЛАСС Профильный уровень
на 2024-2025 учебный год

Учитель:
Горбулева С. Т.

Новошахтинск
2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка ........................................................................................................... 3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ...................................................... 4
3. Содержание учебного предмета ............................................................................................. 7
4. Тематическое планирование.............................................................................................…..31
5. Приложение. Календарно-тематическое планирование .................................................... .32

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1.

Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной

истории и Историко-культурного стандарта
2.

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования
Цели изучения истории в 10 классе:


воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие

мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;


развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и

процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к
окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами;


овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного

анализа исторической информации;


формирование исторического мышления – способности рассматривать

события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять
различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное
отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
 показать основные линии исторического движения к современному миру,
объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как
историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем.
 Актуализация

исторического

материала

предоставляет

школьникам

возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт
частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.
 формирование

у

учащихся

гражданской

позиции,

национальной

идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История профильного уровня изучается в 10 классе основной школы по 4 часа в
неделю, всего 136 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения истории
Личностные результаты– это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса,

самому

образовательному

процессу,

объектам

познания,

результатам

образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении истории в основной школе, являются:


складывание

российской

идентичности,

способности

к

осознанию

российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к
служению Отечеству, его защите;


формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед

Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);


формирование уважения к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;


воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении истории в основной
школе, являются:


самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные

задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;


оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной ранее цели;

4



сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели

ресурсы;


организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;


определять несколько путей достижения поставленной цели;



критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;



распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;



осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе

новые (учебные и познавательные) задачи;


искать и находить обобщённые способы решения задач;



приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения,

так и в отношении действий и суждений другого;


анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;



развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;


представлять

публично

результаты

индивидуальной

и

групповой

деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями,

методами

и

приемами.

Основными

предметными

результатами,

формируемыми при изучении истории в основной школе, являются умения :


рассматривать

историю

России

как

неотъемлемую

часть

мирового

исторического процесса;


определять последовательность и длительность исторических событий,

явлений, процессов;


характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших

исторических событий;


представлять культурное наследие России и других стран;



работать с историческими документами;

5



сравнивать

различные

исторические

документы,

давать

им

общую

характеристику;


критически анализировать информацию из различных источников;



соотносить

иллюстративный

материал

с

историческими

событиями,

явлениями, процессами, персоналиями;


использовать

статистическую

(информационную)

таблицу,

график,

диаграмму как источники информации;


использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;



составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,

иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;


работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать

легенду исторической карты;


демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по

исторической тематике;


оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;



ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и

существующих в науке их современных версиях и трактовках.

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Новейшая история
Тема I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны.

Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал- демократия,
анархизм.

Рабочее

и

социалистическое

движение.

Профсоюзы.

Расширение

избирательного права. Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные
империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный
союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация.
Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины
Первой мировой войны. Первая мировая война Ситуация на Балканах. Сараевское
убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии,
России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы
сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и
поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при
Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и
Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден.
Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской
империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв.
Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В.
Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного
союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на
истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики
политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические,
экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.
Тема II. Межвоенный период (1918–1939).
Революционная волна после Первой мировой войны.
Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской
империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии.
Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке.
Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в
Турции и кемализм.

7

Версальско-вашингтонская система
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция.
Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское
соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской
системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военнополитических

блоков

–

Малая

Антанта,

Балканская

и

Балтийская

Антанты.

Пацифистское движение. Пакт Бриана- Келлога.
Страны Запада в 1920-е гг.
Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум.
Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы.
Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе:
Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии.
Создание фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии.
Мировой экономический кризис. Великая депрессия.
Преобразования Ф. Рузвельта в США. Начало Великой депрессии. Причины
Великой

депрессии.

Мировой

экономический

кризис.

Социально-политические

последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на
выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное
регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического
кризиса.

Тоталитарные

экономики.

Общественно-

политическое

развитие

стран

Латинской Америки.
Нарастание агрессии в мире. Германский нацизм. Нарастание агрессии в мире.
Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч.
Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские
законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.
«Народный фронт» и Гражданская война в Испании.
Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика
«Народного фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании.
Франкистский мятеж и фашистское вмешательство. Социальные преобразования в
Испании. Политика «невмешательства». Советская помощь Испании. Оборона Мадрида.

8

Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики.
Политика «умиротворения» агрессора. Создание оси Берлин–Рим–Токио.
Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение
и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация
независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советскояпонские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советскогерманский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы
влияния Германии и СССР. Развитие культуры в первой трети ХХ в.
Восток в первой половине ХХ века. Политическое развитие стран Южной и
Восточной Азии. Латинская Америка в первой половине ХХ века
Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход.
Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной
армии Китая. Становление демократических институтов и политической системы
колониальной

Индии.

Поиски

«индийской

национальной

идеи».

Национально-

освободительное движение в Индии в 1919–1939 гг. Индийский национальный конгресс
и М. Ганди.
Культура и искусство первой половине ХХ в.
Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм,
абстракционизм, реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели
культуры первой трети ХХ в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура.
Олимпийское движение.
Тема III. Вторая мировая война.
Начало Второй мировой войны. Причины Второй мировой войны. Стратегические
планы основных воюющих сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино».
Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины.
Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии,
присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и
ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и
ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост
советско-германских противоречий.

9

Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане.
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. ПёрлХарбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии
союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной
политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост».
Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств.
Коренной перелом в войне.
Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при
Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии
и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская
конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам.
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок».
Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная
трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных
и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и
коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии.
Положение в нейтральных государствах.
Разгром Германии, Японии и их союзников.
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону
антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии.
Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка
переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция.
Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении
Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром
Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии. Наступление союзников против
Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну
против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский
трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии.
Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для
воюющих стран. Итоги войны.

10

История России.
Тема I. Россия в годы «великих потрясений».
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на
австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте.
Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные
подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен.
Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало
морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны.
Милитаризация

экономики.

Формирование

военно-промышленных

комитетов.

Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского
населения

армии

и

создание

общественных

организаций

помощи

фронту.

Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и
разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание
экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема
к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения

представительной

и

исполнительной

ветвей

власти.

«Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо
войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические
партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской
пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как
революционизирующий
Незавершенность

и

фактор.

Национальные

противоречия

и

модернизации.

конфессиональные
Основные

проблемы.

социальные

слои,

политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология
революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец
российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия,
фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного
правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских
депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте
влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия».
православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества.

11

Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.:
провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение
Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»).
Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как
политический деятель.
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований.
Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за
армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых
обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и
принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от
церкви.
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость
центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по
борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства
(ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.:
Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и
Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления
большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание
чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа.
Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная
интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения.
Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И.
Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских
сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые»
реквизиции.

Политика

«военного

коммунизма».

Продразверстка,

принудительная

трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное
распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание
регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров.
Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав
Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности
Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем
Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.

12

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле.
Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее
значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски
Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг.
«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по
просвещению

и

Пролеткульта.

Наглядная

агитация

и

массовая

пропаганда

коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды.
Национализация

театров

Пролетаризация

вузов,

и

кинематографа.

организация

Издание

рабфаков.

«Народной

Антирелигиозная

библиотеки».
пропаганда

и

секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное
закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения.
Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые
мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной
напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный
рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной
обстановки на психологию населения.
Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг.
Катастрофические

последствия

Первой

мировой

и

Гражданской

войн.

Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922
гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и
преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине,
в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного
коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных
механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации.
Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и
разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки
внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР
звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в
1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских

13

партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И.
Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в
партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании
номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная
политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин.
Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения.
Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация
детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей
«эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и
бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в
аренду.
«Великий

перелом».

Перестройка

экономики

на

основе

командного

администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная
специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование.
Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис
снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее
трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление
колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации.
Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки
первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский
автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство
Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные
специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства,
ускоренное

развитие

военной

промышленности.

Результаты,

цена

и

издержки

модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация
безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности»
Сталина.

Малые

«культы»

представителей

советской

элиты

и

региональных

руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы
госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание
«Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом.
Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг.
«Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и
национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-

14

политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного
труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий.
Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные
достижения. Конституция СССР 1936 г.
Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная
жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни.
Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение
трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку,
воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз
воинствующих

безбожников».

Обновленческое

движение

в

церкви.

Положение

нехристианских конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с
безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе
(футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства.
Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард.
Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса.
Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия,
Институты

красной

профессуры.

Создание

«нового

человека».

Пропаганда

коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма.
Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта.
Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной
профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза
(1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой
средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой
литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской
культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и
кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия
наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др.
Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование
национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов.
Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и
рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного

15

переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на
стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным
ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в
Москве.

Образцовые

универмаги.

Пионерия

и

комсомол.

Военно-спортивные

организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники.
Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на
мировую

революцию к

концепции

«построения социализма в одной

стране».

Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских
долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная
тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские
добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке ХалхинГол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР

накануне

Великой

Отечественной

войны.

Форсирование

военного

производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства.
Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза
международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и
Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии,
Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия.
«Зимняя война» с Финляндией.
Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны
(июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941
г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины
поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства
страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный
главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий
народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней.
Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов
«молниеносной войны».

16

Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении.
Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой
группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942
г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы.
Блокада

Ленинграда.

Героизм

и

трагедия

гражданского

населения.

Эвакуация

ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация
предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве
и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые
преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост.
Этнические

чистки

на

оккупированной

территории

СССР.

Нацистский

плен.

Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон
советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.
Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание
партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).
Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение
советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова».
Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском
направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение
победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил.
Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью.
Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за
Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение
Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.
Прорыв
сопротивления

блокады

Ленинграда

Ленинграда.

в

январе

Развертывание

1943

массового

г.

Значение

героического

партизанского

движения.

Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной
борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы.
Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал
Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над
военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943–1946 гг. Человек и война:
единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа.
Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве.
Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд
обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая
повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт.

17

Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная
система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в
городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей.
Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня
«Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы,
художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления
фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет.
Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита
Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных
конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема
второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный
полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советскогерманском фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.
Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и
Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в
Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое
содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на
Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция.
Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее
окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над
Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало
советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни.
ГУЛАГ. Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и
церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта
в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство
Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба
послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации,
демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война
1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и
Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов
американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско
в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский
судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.

18

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в
победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери.
Изменения политической карты Европы.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Кол.во
часов

Сроки

Д.З.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 годы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15

I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Повторение материала 9 класса
2
Диагностическая работа
Введение в курс Всеобщей истории и истории
России
Россия и мир накануне 1 мировой войны

1
1

Первая мировая война: 1914-1916 гг.
Российская армия на фронтах 1 м. в.
Первая мировая война: 1917 – 1918 гг.
Российская армия на фронтах 1 м. в.
Окончание 1 м. в. Компьенское перемирие

2

2

2
1

II. Россия в годы Первой мировой войны и
Великой российской революции. 1914–1922 гг.
Власть, экономика и общество в годы Первой
1
мировой войны.
Нарастания революционных настроений в
1
российском обществе
Великая российская революция. Февраль 1917 г.
2

Всеобщая-§1
России - §1
Всеобщая-§2
России - §2
Всеобщая-§2
России - §2
Всеобщаястр. 43-48
История России - §
3
История России - §
3
История России - §
4

16
17
18
19
20

Великая российская революция. Октябрь 1917 г.

2

§5

Первые революционные преобразования
большевиков
Брестский мир

2

§6

1

§6

21

Урок-практикум. Защита проектов
-«Русская армия в 1 м. в.»; - «Русская интеллигенция
и революция»; - «Отражение революционных
событий в искусстве»…
Повторение и обобщение материала по теме
«Первая мировая война и революции в России»
Контрольная работа по теме «Первая мировая
война и революции в России»
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
Экономическая политика советской власти.
«Военный коммунизм»
Гражданская война: истоки и основные участники

1

Проекты учащихся

1

§ 1-6

На фронтах Гражданской войны

22
23
24
25
26
27
28
29
30

1
1
2

§7

2

§8

2

§9

20

Террор красный и белый: причины и масштабы
Польско-советская война. Причины победы Красной
армии в Гражданской войне
Революция и Гражданская война на национальных
окраинах

1
1

Конспекты лекции
Конспекты лекции

2

§ 10

Идеология и культура в годы Гражданской войны

2

§ 11-12

Донской край в 1914 – 1922 гг.

2

Конспекты лекции

Урок-практикум. Защита проектов
1
- «Отражение событий гражданской войны в
искусстве»; - «Жизнь моих предков в 1914 – 1920-х
г.»;
Повторение и обобщение по теме «Россия в 1914–
1
1922 гг.»
1
Контрольная работа по теме «Россия в 1914–
1922 г.»
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
1
III. Мир в 1918 – 1938 гг.

Проекты учащихся

43
44
45

Распад империй и образование новых национальных
государств в Европе
Версальско-Вашингтонская система
международных отношений

2
1

Всеобщая история §
3
§4

46
47
48
49
50
51
52
53
54

Страны Европы и Северной Америки в 1920-е гг.

2

§5

Итальянский фашизм. Авторитарные режимы в
Европе.
Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в
США
Германский нацизм. Нарастание агрессии в мире.

2

§6

2

§7

2

§8

Рост международной напряженности в 1930-е гг.
Гражданская война в Испании
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в
1918–1930 гг.
Международные отношения в 1930-е гг

1

§9

2

§10-11

1

§ 12

Развитие науки и культуры в 1914–1930-х гг.

2

§13-14

Урок-практикум. Защита проектов
- «Сунь Ятсен и Махатма Ганди: сходство и
различие»;
- «Новые черты в культуре Западной Европы в
1920-1930-х г.»
- «Исторический портрет: Ататюрк, Рузвельт,
клемансо…»
Повторение и обобщение по теме «Мир в 1918–
1938 гг.»

1

Проекты учащихся

1

§ 3-14

31
32
33
34
35
36
37
38
39

40
41
42

55
56
57

58
59
60

61

§ 7-12

21

62
63

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

87
88
89
90
91
92
93
94

1
Контрольная работа по теме «Мир в 1918–1938
гг.»
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
1
IV. Советский Союз в 1920 – 1930-е гг.
Экономический и политический кризис начала 1920х гг. Переход к нэпу
Экономическое и социальное развитие в годы нэпа

2
2

История России - §
13
§ 14

Образование СССР. Национальная политика в 1920е гг.
Политическое развитие в 1920-е гг.

2

§ 15

2

§16

Международное положение и внешняя политика
СССР в 1920-е гг.
Культурное пространство советского общества в
1920-е гг.
«Великий перелом». Индустриализация

2

§ 17

1

§ 18

2

§19

2

§ 20

Политическая система и национальная политика
СССР в 1930-е гг.
Повторение и обобщение по теме «Экономическая
и политическая система СССР в 1920-е годы.»
Контрольная работа по теме «Экономическая и
политическая система СССР в 1920-1930-е годы»
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
Культурное пространство советского общества в
1930-е гг.: создание «нового человека
Развитие науки, образования, здравоохранения.
Советское искусство 1930-х гг.

2

§ 21

1

§ 13-21

Коллективизация сельского хозяйства

1
1
1

§22-23

1
1

§22-23
§ 24

Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Русское
зарубежье и его роль в развитии мировой культуры.
СССР и мировое сообщество в 1929–1939 гг.

1

§ 25-26

2

§ 27

СССР накануне Великой Отечествен. войны.

2

§ 28

Наш край в 1920–1930-е гг.

1

Конспекты лекции

Повторение и обобщение по теме «Советский Союз
в 1930-е гг.»
Урок-практикум. Защита проектов:
- «Семейная хроника: жизнь моих предков в 19201930-е г.»;
- «Модернизация СССР: цена достижений»
- «Жизнь советских людей на страницах худ.
Литературы»;
- «Причины, последствия и оценка установления
единовластия Сталина»…

1

§13-28

1

Проекты учащихся

22

1
Контрольная работа по теме «Советский Союз в
1920-1930 е гг.»
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
1
V. Вторая мировая война. 1939–1945 гг.
Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
Начальный период Второй мировой войны
1

Всеобщая - § 15

98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110

Начало Великой Отечественной войны и войны на
Тихом океане
Битва за Москву и блокада Ленинграда

2
2

Всеобщая - § 16
России - § 29
России - §30

Фронт за линией фронта

2

России - §31

Единство фронта и тыла

2

России - §32

Сталинградская битва. Начало коренного перелома в
ходе войны
Курская битва. Завершение коренного перелома

2

России - §33

2

России - §34

Коренной перелом во Второй мировой войне

1

Всеобщая - § 17

111

Укрепление антигитлеровской коалиции.
Тегеранская конференция 1943 г.
«Десять сталинских ударов» и изгнание врага с
территории СССР
Наука и культура в годы войны

1

России - §34

2

России - §35

1

России - §36

Урок-практикум. Защита проектов:
- «Новошахтинск в годы ВОВ»; - «Отражение
событий ВОВ в советском искусстве»;- «Злодеяния
нацистских хахватчиков на оккупир. террит. СССР»;
- «Человек и война: мои родственники на фронтах и
в тылу»
Повторение и обобщение по теме «Великая
отечественная война на территории СССР»
Контрольная работа по теме «Великая
Отечественная война на территории СССР»
Освобождение народов Европы. Победа СССР в
Великой Отечественной войне
Война с Японией. Окончание Второй мировой
войны.
Итоги и уроки Второй мировой войны.
Токийский и Хабаровский процессы.
Урок-практикум. Защита проектов
«Выдающиеся деятели Всемирной истории первой
половины 20 века»
Урок-практикум. Защита проектов
«Выдающиеся деятели Отечественной истории
первой половины 20 века»
Наш край в 1941 – 1945 гг.

1

Проекты учащихся

1

§ 29-36

Диспут «Кому выгодна сегодня фальсификация

1

95
96

97

112
113
114
115

116
117
118
119
120
121
122
123

124

124
126
127

1
2

России - §37-38

1
2

Всеобщая - § 18
России - §39-40
Конспекты лекции

1

Проекты учащихся

1

Проекты учащихся

2

Конспекты лекции

23

128
129
130
131
132135
136

истории Великой отечественной войны?»
Повторение и обобщение по теме «II Мировая,
Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.»

2

Контрольная работа по теме «Великая
Отечественная война. 1941–1945 гг.»
Промежуточная аттестация

1

Итоговое повторение

4

Итоговый урок

1

Всеобщая
- §15-18
России - § 29-40

1

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».