РП_История_России._Всеобщая_история_11_класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 города Новошахтинска

Рассмотрено и рекомендовано к

Утверждаю

утверждению

Директор МБОУ СОШ № 1

на заседании педагогического совета

__________________

протокол № 1

Рыбасова А. В.

от « _28_» ____08____2024 года

Приказ №_14__ от «_2_» __09_ 2024г

Рабочая программа учебного предмета
«История России. Всеобщая история»
11 КЛАСС Профильный уровень
на 2024-2025 учебный год

Учитель:
Горбулева С. Т.

Новошахтинск
2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка ........................................................................................................... 3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета ...................................................... 4
3. Содержание учебного предмета ............................................................................................. 7
4. Тематическое планирование.............................................................................................…..31
5. Приложение. Календарно-тематическое планирование .................................................... .32

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1.

Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной

истории и Историко-культурного стандарта
2.

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования
Цели изучения истории в 11 классе:


воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие

мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;


развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и

процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к
окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами;


овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного

анализа исторической информации;


формирование исторического мышления – способности рассматривать

события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять
различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное
отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
 показать основные линии исторического движения к современному миру,
объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как
историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем.
 Актуализация

исторического

материала

предоставляет

школьникам

возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт
частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.
 формирование

у

учащихся

гражданской

позиции,

национальной

идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История профильного уровня изучается в 11 классе основной школы по 4 часа в
неделю, всего 136 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения истории
Личностные результаты– это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса,

самому

образовательному

процессу,

объектам

познания,

результатам

образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении истории в основной школе, являются:


складывание

российской

идентичности,

способности

к

осознанию

российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к
служению Отечеству, его защите;


формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед

Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);


формирование уважения к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;


воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении истории в основной
школе, являются:


самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные

задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;


оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной ранее цели;

4



сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели

ресурсы;


организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;


определять несколько путей достижения поставленной цели;



критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;



распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;



осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе

новые (учебные и познавательные) задачи;


искать и находить обобщённые способы решения задач;



приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения,

так и в отношении действий и суждений другого;


анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;



развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;


представлять

публично

результаты

индивидуальной

и

групповой

деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями,

методами

и

приемами.

Основными

предметными

результатами,

формируемыми при изучении истории в основной школе, являются умения :


рассматривать

историю

России

как

неотъемлемую

часть

мирового

исторического процесса;


определять последовательность и длительность исторических событий,

явлений, процессов;


характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших

исторических событий;


представлять культурное наследие России и других стран;



работать с историческими документами;

5



сравнивать

различные

исторические

документы,

давать

им

общую

характеристику;


критически анализировать информацию из различных источников;



соотносить

иллюстративный

материал

с

историческими

событиями,

явлениями, процессами, персоналиями;


использовать

статистическую

(информационную)

таблицу,

график,

диаграмму как источники информации;


использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;



составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,

иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;


работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать

легенду исторической карты;


демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по

исторической тематике;


оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;



ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и

существующих в науке их современных версиях и трактовках.

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Новейшая история

Тема I. Соревнование социальных систем.
Начало «холодной войны». Причины «холодной войны». План Маршалла.
Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная
демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол
Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе.
Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США. Гонка
вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. Гонка вооружений. Испытания атомного
и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после
смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация
Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный
спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н.
Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д.
Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных
испытаний в трех средах.
Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции.
Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Национальноосвободительные и коммунистические движения в Юго-Восточной Азии. Индокитайские
войны. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт.
«Разрядка». Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор
ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт.
Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан.
Возвращение к политике «холодной войны».
Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века.
«Общество

потребления».

Возникновение

Европейского

экономического

сообщества. Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во
Франции. Консервативная и трудовая Великобритания. «Скандинавская модель»
общественно-политического и социально-экономического развития. Проблема прав
человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые

7

течения в обществе и культуре. Информационная революция. Энергетический кризис.
Экологический кризис и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х – начала
1980-х гг. Демократизация стран Запада. Падение диктатур в Греции, Португалии и
Испании. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана.
Достижения и кризисы социалистического мира. «Реальный социализм».
Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в
1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше.
Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР.
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция».
Рыночные

реформы

в

Китае.

Коммунистический

режим

в

Северной

Корее.

Полпотовский режим в Камбодже. Перестройка в СССР и «новое мышление».
Экономические и политические последствия реформ в Китае. Антикоммунистические
революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР.
Воссоздание

независимых

государств

Балтии.

Общие

черты

демократических

преобразований. Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на
Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.
Латинская Америка в 1950–1990-е гг.
Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и
импортзамещающая

индустриализация.

Революция

на

Кубе.

Социалистические

движения в Латинской Америке. «Аргентинский парадокс». Экономические успехи и
неудачи латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке.
Революции и гражданские войны в Центральной Америке.
Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Деколонизация и выбор путей
развития.
Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных
движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и ее
последствия. Выбор пути развития. Попытки создания демократии и возникновение
диктатур в Африке. Система апартеида на юге Африки. Страны социалистической
ориентации.

Конфликт

Африке.Арабские

на

страны

Африканском
и

Роге.

возникновение

Этнические

конфликты

государства

в

Израиль.

8

Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабо- израильские
войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема.
Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском
заливе и войны в Ираке. Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его
преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы
И. Ганди. Индия в конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны ЮгоВосточной Азии после войны в Индокитае.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии.
Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского
общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы».
Тема II. Современный мир.
Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет.
Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов
в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом регионах. Изменение системы
международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния
Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке.
Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и
ее последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое
развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в
современном мире.
Культура во второй половине ХХ – начала ХХI вв. Завершение эпохи
модернизма, абстрактный экспрессионизм, гиперреализм, концептуализм. Интернет и
становление

глобального

информационного

пространства.

Формирование

новых

ценностей. Постмодернизм в архитектуре, кино, литературе.
История России.
Тема I. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные
ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны.
Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии.
Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей

«пропавших без вести»

фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного

9

детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация
экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление
индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь
не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов
СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект»,
его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном
потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля.
Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и
его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в
верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии.
«Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского
антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период
восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени.
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в
«старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые
шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы.
Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической
взаимопомощи.

Конфликт

с

Югославией.

Коминформбюро.

Организация

Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора.
Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за
власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву.
Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере.
Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина.
Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичнаядесталинизация: содержание и
противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых
политических

репрессий

и

смягчение

политической

цензуры.

Возвращение

депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения
Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной
власти Хрущева.

10

Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной
атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые
тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука.
Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г.
Популярные формы

досуга.

Развитие внутреннего и

международного туризма.

Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества.
Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура.
Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и
интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат
и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и
перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение
целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научнотехнической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетноядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические
полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые
советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены
в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой
системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в
социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг.
Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего
класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и
инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и
программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады
коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы.
Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд
и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления.
Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов
населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс
советской

внешней

политики:

от

конфронтации

к

диалогу.

Поиски

нового

международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военнополитические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий
кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).

11

СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели».
Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские
события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и
его реформ современниками и историками.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические
реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа».
Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения
вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание
застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики.
Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала
экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост
масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские
научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР.
Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР.
Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в
математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в
деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и
проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень
жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных
республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска
эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной
собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и
очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в
СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.).
Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И.
Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием.
Судебные процессы. Цензура и самиздат.

12

Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и
конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и
мировые

конфликты.

международного

«Доктрина

авторитета

СССР.

Брежнева».
Конфликт

«Пражская
с

Китаем.

весна»

и

снижение

Достижение

военно-

стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в
области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
(СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических
настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И. Брежнев в оценках
современников и историков.
Нарастание

кризисных

явлений

в

социально-экономической

и

идейно-

политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные
последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы.
Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская
трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о
госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих
банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и
плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения.
Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и
дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с
человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор
политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические
объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации
двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих
ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике.
Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора.
Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной
Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его
внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской
политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы
народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной
власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование
оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их
лидеры и программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений, нагнетание
националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и
попытки

ее

решения

руководством

СССР.

Обострение

межнационального

13

противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских
лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й
статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности.
Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных
депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил.
Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста
президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая
роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление
политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение
независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация
о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР.
План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. НовоОгаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад
суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР.
Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в
стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике.
Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение
карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа,
трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость
населения

от

усугубляющихся

проблем

на

потребительском

рынке.

Принятие

принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к
рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной
экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый
этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС.
Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ
СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и
создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества
на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник
СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном
сознании.

14

М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Тема II. Российская Федерация в 1992 – 2020-х гг
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н.
Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических
преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.
Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня
населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства
граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления
реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в
1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание
политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации.
Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса.
Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного
выхода

из

политического

кризиса.

«Нулевой

вариант».

Позиция

регионов.

Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г.
в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников
октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту
Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы
государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение.
Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление
российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного
государства. Утверждение государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора
(1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как
способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления
территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации.
Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в
Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.
Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций.

15

Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на
энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы.
Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском
сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые
пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и
его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях
реформ.

Общественные

настроения

в

зеркале

социологических

исследований.

Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского
общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность
выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки.
Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и
детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально
незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках
СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России
суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене.
Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и
странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой
семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и
расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с
Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор
российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство
гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры
и

платформы.

Кризис

центральной

власти.

Президентские

выборы

1996

г.

Политтехнологии.
«Семибанкирщина».

«Олигархический»

капитализм.

Правительства

В.С.

Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение
террористических

группировок

с

территории

Чечни

в

Дагестан.

Выборы

в

Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В.
Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В.
Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и

16

электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства
страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая
угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития
страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная
экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура
экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское
хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце
XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная
и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика.
Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы
здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его
результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение
средней

продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные

программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и
меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь.
Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные
представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о
социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном
пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В.
Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях
многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в
урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ.
СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы.
Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и
другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной
роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в
развитии

образования

и

науки.

Система

платного

образования.

Сокращение

финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж.

17

Основные достижения российских ученых и невостребованность результатов их
открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление
церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для
религиозных нужд. Особенности развития современной художественной культуры:
литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации
и массовая культура.

Тема III. «Обобщающее повторение по курсу «История России с древнейших
времён до 1914 года» - 34 ч
Раздел 1. От Руси к Российскому государству
Роль и место России в мировой истории. Периодизация российской истории.
Источники по истории России.
Заселение территории нашей страны человеком. Образ жизни и занятия
первобытных людей. Переход от присваивающего к производящему хозяйству.
Античные города-государства Северного Причерноморья.
Боспорское царство Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму.
Дербент. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их
разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Соседи славян – балты и финноугры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной
Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат Волжская
Булгария
Исторические условия складывания русской государственности. Первые известия о
Руси. Проблема образования государства Русь. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья.
Отношения с Византийской империей, государствами Европы, кочевниками европейских
степей. Русь в международной торговле. Языческий пантеон. Принятие христианства и
его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население Руси. Крупнейшие города
Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы. Колонизация Русской
равнины. Организация власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое
развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь
при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси:
дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население.
Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская
Правда, церковные уставы.
Внешняя политика и международные связи Руси: отношения с Византией,
печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в
культурных контактах Руси и Византии
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли,
управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская,
Галицкая, Волынская, Суздальская Земли, имевшие особый статус: Киевская и

18

Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Формирование региональных
центров культуры. Внешняя политика русских земель
Русские земли и их соседи в середине XIII–XIV в. Возникновение Монгольской
империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу.
Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского
нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Южные и западные
русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части
русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй
Новгорода и Пскова.
Роль веча и князя. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси.
Александр Невский. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение
Владимирское. Противостояние Твери и Москвы.
Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской Куликовская битва.
Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей
кафедры в Москву. Московское княжество во главе борьбы русского народа против
ордынского господства.
Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель
Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Ослабление Орды
во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой Орды, образование
татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство.
Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском
княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.:
политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Великим княжеством
Литовским. Падение Византии и рост влияния Москвы в православном мире. Теория
«Москва – Третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация
зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства.
Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого
государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная
символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский
Кремль
Культура русских земель в IX – начале XII в. Материальная культура. Развитие
ремесел. Военное дело и оружие. Культура повседневности на Руси. Письменность, ее
значение для развития культуры. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси.
Распространение грамотности. Берестяные грамоты. Новгородская псалтирь.
Остромирово Евангелие.
Появление древнерусской литературы «Слово о Законе и Благодати». Произведения
летописного жанра «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения
Владимира Мономаха. Иконопись. Храмы на Руси.
Культура Руси в середине XII – начале XIII в. Формирование региональных центров
культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, «Моление
Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной
Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор
Юрьева-Польского.
Культурное пространство Руси в XIII–XV вв. Летописание Литературные памятники
Куликовского цикла. Жития Епифаний Премудрый. Расцвет раннемосковского, тверского,

19

новгородского, псковского искусства. Архитектура. Каменные соборы Кремля.
Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Культурное пространство Российского государства в XV в. Установление
автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси).
Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря»
Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как явление мирового искусства
Раздел 2. Россия в XVI–XVII вв.: от великого княжества к царству
Россия в XVI в. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель
вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание
удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление удельных
князей. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в. (война с
Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами).
Органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума, ее роль в управлении
государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и
волостели, система кормлений. Государство и Церковь.
Регентство Елены Глинской. Унификация денежной системы. Период боярского
правления, борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа. Московское
восстание 1547 г. Ереси.
Принятие Иваном IV царского титула Реформы середины XVI в. Избранная рада.
Земские соборы: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений.
Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».
Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Войны с Крымским ханством. Битва
при Молодях. Укрепление южных границ.
Ливонская война 1558–1583 гг. (цели, действия противоборствовавших сторон,
итоги). Причины и последствия поражения России в Ливонской войне.
Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство.
Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян. Указ о
«заповедных летах». Многонациональный состав населения. Русского государства.
Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь.
Мусульманское духовенство. Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах
и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова.
Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного.
Результаты и цена преобразований.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса
Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией.
Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных
черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение
царской династии Рюриковичей.
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса
Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Голод 1601–1603 гг. и
обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия
о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика.
Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский.
Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую
войну. Лжедмитрий II.

20

Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь
самозванца под Москвой.
Оборона Троице-Сергиева монастыря. Распад тушинского лагеря. Открытое
вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение
Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине.
Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление
польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного
движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города
оккупантами. Первое и Второе земские ополчения. Захват Новгорода шведскими
войсками. «Совет всея земли».
Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении
государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Заключение
Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и
последствия Смутного времени
Россия при первых Романовых.
Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала
страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы.
Царь Алексей Михайлович Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской
думы и деятельности Земских соборов. Развитие приказной системы. Приказ Тайных дел.
Реформа патриарха Никона и церковный раскол. Экономическое развитие России в XVII
в.
Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей. Торговый
и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком.
Социальная структура российского общества Русская деревня в XVII в. Городские
восстания середины XVII в. (Соляной бунт в Москве 1648 г., псковско-новгородское
восстание, Медный бунт). Соловецкое восстание.
Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права. Побеги
крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина (1669–1671).
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со
странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с
Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада, ее решения.
Вхождение земель Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью
Посполитой 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656–1658 гг.
и ее результаты. Укрепление южных рубежей. Белгородская засечная черта. Конфликты с
Османской империей (Чигиринская война). Отношения России со странами Западной
Европы. Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Царь Федор Алексеевич.
Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия.
Плавание Семена Дежнева. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова. Освоение
Поволжья и Сибири. Калмыцкое ханство. Переселение русских на новые земли.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Семья и
семейные отношения.
Религия и суеверия. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших
слоев населения.
Архитектура Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый
стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на
Рву. Монастырские ансамбли. Крепости. Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное
зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи.
Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой.
Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного
времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий.

21

Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при
Аптекарском и Посольском приказах.
Раздел 3. Россия в конце XVII – XVIII в.: от царства к империи
Россия в эпоху преобразований Петра I. Необходимость и предпосылки преобразований.
Вопрос о престолонаследии после смерти царя Алексея Михайловича. Регентство царевны
Софьи. Начало царствования Петра I. Преобразования Петра I. Реформы местного
управления: городская и областная (губернская). Реформы государственного управления:
учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание
флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа.
Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Развитие промышленности.
Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать
(ревизии).
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и
групп. Табель о рангах. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в.
Сподвижники Петра I. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные
события, итоги. Провозглашение России империей. Итоги, последствия, значение
петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление
роли гвардии. Внутренняя политика в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства.
Манифест о вольности дворянства. Обострение социальных противоречий. Национальная
и религиозная политика. Внешняя политика России в 1725–1762 гг. Россия в Семилетней
войне 1756–1762 гг.
Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные
направления, мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Экономическая и финансовая
политика. Губернская реформа. Усиление крепостничества. Восстание под
предводительством Е.И. Пугачева. Основные сословия российского общества, их
положение. Золотой век российского дворянства.
Жалованные грамоты дворянству и городам. Народы России во второй половине
XVIII в. Национальная и религиозная политика.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне –
крепостные, государственные, монастырские (положение, повинности). Условия жизни
крепостной деревни. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Промышленность
в городе и деревне.
Крепостной и вольнонаемный труд. Развитие крестьянских промыслов. Рост
текстильной промышленности. Начало предпринимательских династий. Развитие
торговли. Ярмарки.
Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Борьба за
выход к Черному морю. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и
Северного Причерноморья. Освоение Новороссии. Георгиевский трактат. Участие России
в разделах Речи Посполитой.
Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских
привилегий. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления
законов Российской империи. Репрессивная политика. Россия и Великая
французская революция. Внешняя политика Павла I. Участие в антифранцузских
коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Военные экспедиции
Ф.Ф. Ушакова. Русское военное искусство
Культура Петровской эпохи. Преобразования и нововведения в культуре. Век
Просвещения. Сословный характер образования. Становление отечественной науки; М.В.

22

Ломоносов.
Основание
Московского
университета.
Деятельность
Вольного
экономического общества. Исследовательские экспедиции. (В. Беринг, С.П.
Крашенинников). Русские изобретатели (И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Литература:
основные направления, жанры, писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, Г. Р.
Державин, Д.И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили
и течения, художники, архитекторы и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков)
Раздел 4. Российская империя в XIX – начале XX в.
Российская империя в начале XIX в.: территория, население, особенности социальноэкономического развития. Внутренняя политика императора Александра I в начале
царствования.
Проекты либеральных реформ и их судьба М.М. Сперанский. Реформы государственного
управления Россия в международных отношениях начала XIX в. Участие России в
антифранцузских коалициях. Войны с Ираном, Турцией, Швецией. Отечественная война
1812 г. Заграничный поход русской армии 1813–1814 гг. Венский конгресс. Священный
союз. Роль России в европейской политике в 1813–1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1816–
1825 гг. Польская конституция 1815 г. Военные поселения А.А. Аракчеев.
Движение и восстание декабристов. Тайные организации «Союз спасения», «Союз
благоденствия», Северное и Южное общества. Выступление декабристов в СанктПетербурге.
Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции.
Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления,
политическая полиция, кодификация законов, цензура. Сословная структура российского
общества. Крепостное хозяйство. Крестьянский вопрос и реформа управления
государственными крестьянами (1837–1841). Начало промышленного переворота в России
и его особенности. Финансовая реформа 1839–1841 гг. Начало железнодорожного
строительства.
Этнокультурный облик российского общества. Национальная политика.
Административное управление на окраинах империи. Польское восстание 1830–1831 гг.
Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война.
Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Общественная мысль: официальная
идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание
теории русского социализма А.И. Герцен.
Внешняя политика России в период правления Николая I. Расширение империи:
Русско-иранская и Русско-турецкая войны. Россия и революции в Европе. Восточный
вопрос. Крымская война: участники, цели сторон, ключевые события, итоги.
Развитие и достижения российской науки и техники. Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями. Политика в области просвещения: формирование сети школ и
университетов. Основные стили в художественной культуре. Золотой век русской
литературы. Формирование русского литературного языка. Становление национальной
музыкальной школы. Русское театральное искусство и его яркие представители.
Живопись и архитектура.
Преобразования Александра II: курс на социальную и правовую модернизацию
страны. Необходимость и предпосылки Великих реформ. Подготовка и проведение
крестьянской реформы. Значение отмены крепостного права в России. Земская, городская,
судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Итоги и
следствия реформ 1860–1870-х гг.
Экономическое и социальное развитие пореформенной России. Сельское хозяйство
после отмены крепостного права. Крестьянское хозяйство и общинное землевладение.

23

Изменения в условиях жизни крестьян и помещиков. Развитие торговли и
промышленности в пореформенный период. Формирование новых промышленных
районов и отраслей хозяйства. Железнодорожное строительство. Завершение
промышленного переворота и его последствия. Изменения в социальной структуре
общества. Положение основных слоев населения России. Миграция сельского населения в
города. Рабочий вопрос и его особенности в России.
Общественная жизнь в пореформенной России. Расширение сферы общественной
деятельности (самоуправление, печать, образование, суд). Консервативные, либеральные,
радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеи, участники,
организации, деятельность. Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х гг.
Политический террор; убийство Александра II.
Внутренняя политика Александра III: реформы и «контрреформы». Политика
консервативной
стабилизации.
Ограничение
общественной
самодеятельности.
Национальная и религиозная политика. Экономическая модернизация через
государственное вмешательство в экономику. Эволюция финансовой политики
(деятельность Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского) Промышленный подъем на рубеже
XIX–XX вв. Индустриализация и урбанизация.
Идейные течения и общественные движения в России в 1880–1890-х гг.
Распространение марксизма и формирование социал-демократии.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Завершение Кавказской войны
Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.
Внешняя политика Александра III. Упрочение международного положения страны.
Участие России в создании блоков великих держав.
Многоликость культурного пространства России. Городская и сельская культура,
народная культура. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Рост
образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Становление
национальной научной школы, ее достижения и вклад в мировую науку. Общественная
значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура
и градостроительство. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры.
Россия в начале ХХ в. Российская империя на пороге нового века. Россия на карте
мира в начале ХХ в. Экономическое развитие. Демография, социальная стратификация.
Формирование новых социальных групп. Имперский центр и национальные регионы.
Император Николай II и его консервативно-охранительная политика. Необходимость
преобразований. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже
XIX–XX вв. Государственный капитализм и формирование монополий. Иностранный
капитал в России.
Россия в системе международных отношений в начале ХХ в. Политика на Дальнем
Востоке. Русско-японская война 1904–1905 гг. Блоковая система и участие в ней России.
Общественное движение в России в начале XX в. Оппозиционное либеральное
движение. Возникновение социалистических организаций и партий. Политический
терроризм. «Полицейский социализм». Первая российская революция 1905–1907 гг.
Начало парламентаризма в России. Общественное и политическое развитие России в
1907–1914 гг. Программа системных реформ П.А. Столыпина и ее реализация.
Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий.
Серебряный век российской культуры. Новые явления в литературе и искусстве.
Русский модерн. Литература, живопись и архитектура начала XX в. Драматический театр:
традиции и новаторство. Музыка и балет.
Русские сезоны в Париже. Российские меценаты.
Зарождение российского кинематографа.

24

Развитие образования. Открытия российских ученых в науке и технике. Достижения
гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала
XX в. в мировую культуру
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Кол.во
часов

Сроки

Д.З.

История Отечества и Всемирная история в период с 1945 по 2020-е гг
(102 ч)
1
2
3

Повторение материала 10 класса

4

Восстановление и развитие экономики и
социальной сферы
Политическая система в послевоенные годы
Идеология, наука, культура и спорт в
послевоенные годы
Место и роль СССР в послевоенном мире.
Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 г

5
6
7
8

Диагностическая работа
I. СССР в 1945 – 1953 г

2
1

1
1
1
2

Ист. России §1
§2
§3
Ист. России §4
Всеобщ.-§1

II. США и страны Европы во 2 половине XX – нач. XXI в
США и страны Европы во 2 половине XX в

2

Всеобщ.-§2-3

США и страны Европы в конце XX – нач. XXI в

2

Всеобщ.-§4

1

Всеобщ.- §56

14

Страны Центральной и Восточной Европы
во 2 половине XX – нач. XXI в
Повторение по разделам I и II

15

Контрольная работа по разделам I и II

1

9
10
11
12
13

1

17

Анализ контрольной работы. Работа над
1
ошибками.
III. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
во 2 половине XX – нач. XXI в
Страны Юго-Восточной Азии в 1940-1970-х гг.
1

18

Страны Азии во 2 половине XX – нач. XXI века

1

19

Страны Ближнего и Среднего Востока
во 2 половине XX – нач. XXI века
Страны Тропической и Южной Африки.
Освобождение от колониальной зависимости.
Страны Латинской Америки во 2 половине XX –

1

Всеобщ.- §78
Всеобщ.- §910
Всеобщ.- §11

1

Всеобщ.- §12

1

Всеобщ.-

16

20
21

25

нач. XXI века

§13-14

22

Повторение по разделу III

1

23

Контрольная работа по разделу III

1

IV. СССР в 1953 – 1964 гг
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Новое руководство страны. Смена политического
курса
Экономическое и социальное развитие в 1953 –
1964 гг
Развитие науки и техники в СССР в 1953 – 1964 гг

2
2

Ист. России §5
§6

2

§7

Культурное пространство в 1953 – 1964 гг

2

§8

Перемены в повседневной жизни в 1953 – 1964 гг
Внешняя политика в 1953 – 1964 гг

1
2

35

Повторение по разделу IV

1

§9
Ист. Рос.-§10
Всеобщ.§15 - 16
Рос. - §5-10
Всеоб.-15-16

36

Контрольная работа по разделу IV

1

37

Анализ контрольной работы. Работа над
ошибками.
V. СССР в 1964 – 1985 гг

1

2

Ист. России§11
§12

2

§ 13

2

§ 14

Повседневная жизнь советского общества в
1964 – 1985 гг
Национальная политика и национальные движения
в 1964 – 1985 гг
Внешняя политика СССР в 1964 – 1985 гг

1

§ 15

2

§ 16

2

Рос.-§ 17
Всеобщ.§15-16

51

Повторение по разделу V

1

52

Контрольная работа по разделу V

1

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

53

54

Политическое развитие СССР
в 1964 – 1985 гг
Социально-экономическое развитие СССР
в 1964 – 1985 гг
Развитие науки, образования, здравоохранения в
1964 – 1985 гг
Идеология и культура в 1964 – 1985 гг

2

Анализ контрольной работы. Работа над
1
ошибками.
VI. СССР в 1985 – 1991 гг.
СССР и мир в начале 1980-х. Предпосылки реформ

2

Рос.-§ 18

26

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Социально-экономическое развитие СССР в 1985 –
1991 гг.
Перемены в духовной сфере в годы перестройки

2

§ 19

2

§ 20

Реформа политической системы СССР и её итоги

2

§ 21

Новое политическое мышление и перемены во
внешней политике
Национальная политика и подъём национальных
движений.
Распад СССР.

2

§ 22

2

§ 23

1

§23 +
Консп.
лекции

67

Повторение по разделу VI

1

68

Контрольная работа по разделу VI

1

69

Анализ контрольной работы. Работа над
1
ошибками.
VII. Российская Федерация в 1992 – 2020-х гг.

70
71
72
73
74
75
76

Российская экономика в условиях рынка

2

§ 24

Политическое развитие России в 1990-е гг.

2

§ 25

Межнациональные отношения и национальная
политика в 1990-е гг.
Повседневная жизнь в 1990-е гг.

2

§ 26

1

§ 27

77
78
79

Россия и мир. Внешняя политика РФ в 1990-е гг.

2

§ 28

Повторение по разделу VII

1

80
81

Контрольная работа по теме «РФ в 1992-2000 г»
Анализ контрольной работы. Работа над
ошибками.
Политические вызовы и новые приоритеты
внутренней политики
Россия в 2008 - 2011 гг.

1
1

82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95

2

§ 29

2

§ 30

Социально-экономическое развитие России в нач.
XXI века. Приоритетные национальные проекты
Культура, наука, спорт и общественная жизнь в
1990-х начале 2020-х гг.

2

§ 31

2

Рос. §32-33
Вс. §19-20

Внешняя политика в начале XXI века. Россия в
современном мире
Россия в 2012 – начале 2020-х гг.

2
2

Рос.§34-35
Вс.-§17-18
§36

Россия сегодня. Специальная военная операция
(СВО)

2

§ 37

27

96

Герои СВО

1

97
98

Урок-практикум. Защита проектов на тему
«Политический портрет на фоне эпохи: Сталин,
Хрущёв, Брежнев, Андропов, Горбачёв, Ельцин ,
Медведев, В. Путин»
Повторение по разделу VII

2

Контрольная работа по разделу VII

1

99
100
101

2

Анализ контрольной работы. Работа над
1
ошибками.
Обобщающее повторение по курсу «История России с древнейших времён до 1914 г.» (34 ч.)
103
Введение. Народы и государства на территории
1
Сахаров А.
нашей страны в древности.
Н. История
Образование государства Русь. Русь в к. X – н. XII
России.-10
в.
кл. §1-8
104
Русь в сер. 11-13 в.
1
§9-18
102

105

Русские земли и их соседи в сер. 13 – 14 в

1

§19-21

106

1
1

Консп.
лекций
§22-23

108

Народы и государства степной зоны Восточной
Европы и Сибири в 12 – 15 вв
Формирование единого Русского (Российского)
государства в 15 в.
Культура Руси с древности до к. 15 в.

1

§24

109

Россия в 16 в.

1

§25-29

110
111
112
113
114
115
116
117

Смута в России

2

§ 30-31

Россия в 17 в

2

§32-38

Культурное пространство России в 16-17 вв.
Россия в эпоху преобразований Петра I

1
2

§ 39-40
§ 41-45

Россия в 1725 – 1762 гг.

1

§46

118

Россия в 1762 – 1801 гг.

1

§47-52

119

Россия при Павле I

1

§55-56

120
121
122

Культура народов России в 18 в.

2

§53-54

Россия в 1801 – 1825 гг.

1

§55-59

123

Россия в 1825 – 1855 гг.

1

§60-63

124

Великие реформы и пореформенная Россия

1

125

Внутренняя политика Александра III. Идейные
течения и общественные движения в России в 1880

1

§68-71
§74-75
§76-79

107

28

126
127
128
129

130
131
132
133
134
135136

– 1890-х гг.
Внешняя политика России в 19 в.

1

§ 72-73

Культура России в 19 в.

2

Россия в нач. 20 века. Российская империя на
пороге нового века. Россия в системе
международных отношений в нач. 20 в.
Общественное движение в России в нач. 20 в.
Общественное и политическое развитие России в
1907 – 1914 гг.
Повторение по курсу «История России с
древнейших времён до 1914 г.»
Контрольная работа по курсу «История России с
древнейших времён до 1914 г.»
Анализ контрольной работы. Работа над
ошибками.
Итоговый урок

1

§64-67;
§81-84
Конспекты
лекций

2

Конспекты
лекций

1
1
1
1

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».