РП Окружающий мир 4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Заместитель директора по УВР
Директор
___________Рыбасова А.В.
____________Опалькина Л.П.
__________Рыбасова А.В.
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 14
от «28» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
от «01»сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса

Новошахтинск 2023

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по окружающему миру для 4 класса разработана на основе:
ООП НОО (1-4) ФГОС; авторской программы Плешакова А.А. к учебному курсу «Окружающий мир», издательство «Просвещение», 2016 г.
Программа разработана в соответствии с положениями:
- Федерального закона от 29.02.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1;
- Календарного графика МБОУ СОШ № 1 на 2023-2024 учебный год;
- ЛА школы «Положения о рабочей программе»;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2023-2024 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные
потребности и запросы участников образовательных отношений.
Цели курса «Окружающий мир»:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса «Окружающий мир» являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре,
истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Программа будет
реализована за 67 часов, т. к. согласно расписанию уроков на 2023 -2024 год происходит потеря учебного часа, приходящегося на 08.01.2024 г.,
являющимся праздничным днем.
Недостающий час будет компенсирован за счет блоковой подачи материала по темам: «Обобщающий урок. Презентация проектов»
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
1. А.А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» для 4 класса. В 2 ч. Москва «Просвещение», 2020 г.

2. Планируемые предметные результаты освоения курса «Окружающий мир» в 4 классе.
Обучающийся научится:

• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости
за свою страну;
• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города
современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие
периоды её истории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права,
приводить конкретные
примеры прав ребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• проводить несложные астрономические наблюдения;
• изготавливать модели планет и созвездий;
• использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
• находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные
зоны;
• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные
природные зоны;
• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
• выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить
примеры заповедников и национальных парков России;
• давать краткую характеристику своего края;
• различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения)
объектов неживой и живой природы;
• давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
• выявлять экологические связи в природных сообществах изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
• рассказывать об охране природы в своём крае;
• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
• соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

• читать историческую карту;
• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху
по знаменитым сооружениям
прошлого, сохранившимся до наших дней;
• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории
человечества;
• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие
города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
• рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
• раскрывать связь современной России с её историей;
• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и
родного края.

3. Содержание учебного курса «Окружающий мир».
№ п/п

НазваниеК-во час
раздела

1

Земля и
человечест-во

Основное содержание

Планируемые результаты

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды,Понимать
планеты иучебные задачи урока и стремиться их выполнить.
спутники планет, Земля - планета Солнечной системы. Луна — естественный
Рассказывать о мире с точки зрения астронома, эколога, о
спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены
причинах
дня появления
и
Списка Всемирного наследия.
ночи и времен года.
Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце,
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощьюинформацию
глобуса и о географических объектах, о исторических
географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую
событиях,
природу.о способах решения экологических проблем и
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет экологических
в истории. организациях в России, об объектах Всемирного
Историческая карта.
наследия и животных из международной Красной книги из
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах
дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о
планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное
них;
сотрудничество и области охраны окружающей среды.
Характеризовать планеты, перечислять их в порядке
Всемирное наследие. Международная Красная книга.
увеличения и уменьшения размеров, осуществлять
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых
самопроверку;
объектов различать планеты и их спутник.
на глобусе и географической карте: знакомство с историческими картами.
Устанавливать причинно-следственные связи между движением
Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года.
Сравнивать глобус и карту полушарий.

7

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили
упоминавшиеся ранее исторические события;
Составлять рассказ о географических объектах с помощью
глобуса и карты полушарий; о истори-ческих событиях с
помощью энциклопедий и дру-гих источников;
Использовать при выполнения задания различные средства:
справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать
самооценку.
Работать со взрослыми и в паре.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины иПонимать
горы,
учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Природа 11
2
моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической Находить
карте
и показывать на физической карте России изучаемые
России
России).
географические объекты, природные зоны России, рассказывать
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, лона лесом, зона
о них
степей,
по карте.
зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой Оформлять
из зон.
свои мысли в устной и письменной речи с учетом
Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных
своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,
Экологические проблемы каждой из природных зон. Охрана природы, виды растений и явления,
животных,
факты.
внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в Работать
местах
в паре, в группе. Выполняя различные роли в группе,
отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать
хозяйственной деятельности людей.
свою точку зрения на события, поступки.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географическихОтстаивать
объектов; свою точку зрения, соблюдая правила речевого
поиск и показ изучаемых объектов па карте природных зон России; рассматривание гербарных
этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и
экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности
дополнительных
к
сведений.
условиям жизни.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения
об изучаемых географических объектах, природных зонах России,
готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
13
3Родной край – часть
Формы
земной
поверхности
в
нашем
крае.
Изменение
поверхности
края
в
Работать
результатев паре: знакомиться с политико-административной
большой страны
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на местекартой
карьеров,
России; находить на политико-административной карте
предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение вРоссии
природесвой
и регион; знакомиться с картой своего региона,
жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охранарассказывать
водоемов
по ней о родном крае. Характеризовать родной
нашего края.
край по плану в учебнике. Оценивать достижения на уроке.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение,
Ориентироваться
места и
в учебнике: определять умения, которые
способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
будут сформированы на основе изучения данного раздела;
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана
определять
почв круг своего незнания; планировать свою работу по
и нашем крае.
изучению незнакомого материала.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений
Самостоятельно
и
предполагать, какая
дополнительная
животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана информация
природных будет нужна для изучения незнакомого материала;
сообществ.
отбирать необходимые
источники информации среди

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство
предложенных
в
учителем словарей, энциклопедий, справочников.
нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).
Анализировать,
Сорта
сравнивать, группировать различные объекты,
культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для явления,
сохранения
факты.
окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого
преобразовывать
скота,
её, представлять информацию на основе схем,
свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных
моделей, сообщений.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в Ориентироваться
природных
в учебнике: определять умения, которые
условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными
будут
луга,сформированы
их
на основе изучения данного раздела;
распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями
определятьи круг своего незнания; планировать свою работу по
животными пресною водоема, их распознавание в природных условиях с помощью
изучению
атласанезнакомого материала.
определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных
ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с
культурными растениями края.
общество,учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
4Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытноеПонимать
4Страницы Всемирной
Древний
мир;
древние
сооружения
—
свидетельства
прошлого.
Средние
века;
о
чем
рассказывают
Определять
по «ленте времени» длительность периода
истории
христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое
первобытной
время: истории, истории Древнего мира и Средневековья,
достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз. железные
периода
дороги,
Нового времени. Обсуждать роль огня и приручения
электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время, представление
животных.о
скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности
Анализировать иллюстрации учебника. Понимать роль
за сохранение мира на планете.
археологии в изучении первобытного общества.
Работать с терминологическим словариком. Формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать достижения на уроке.
Самостоятельно предполагать, какая
дополнительная
информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые
источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,
явления, факты.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,
преобразовывать её, представлять информацию на основе схем,
моделей, сообщений.
Страницы истории России
21
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян,
Понимать
их быт,учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
нравы, верования.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение
своих учебных
Руси.
и жизненных речевых ситуаций.
Русь — страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород.
Анализировать,
Первое
сравнивать, группировать различные объекты,
свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
явления, факты.
Наше Отечество в XIII -XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона
Работать
северов паре, в группе. Выполняя различные роли в группе,
западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московскиесотрудничать
князья — в совместном решении проблемы (задачи).
собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны
свою вточку
XIII-зрения на события, поступки.
XV вв.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы
Минина этикета;
и Дмитрия
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и

Современная Россия
11

67

Пожарского.
Утверждение новой
царской династии
Романовых.
Освоение
дополнительных
Сибири,
сведений.
Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения
Россия и XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России об
Петербург.
изучаемых исторических событиях, готовить сообщения.
Провозглашение России империей. России при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век
русской славы: Л. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России и XVIII в.
Россия в Х1А — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И.
Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX
в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний
император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 2030-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы
— всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника
Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция – «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. Истории страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в
памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села)
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Находить на политико-административной карте РФ края,
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
области, республики, автономного округа, автономные области,
Государственная символика нашей страны (флаг, герб. гимн). Государственные праздники.
города федерального значе-ния. Анализировать закреплённые в
Многонациональный состав населения России.
Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного чело-века
Регионы России: Дальний Восток. Сибирь, Урал, Север Европейской России. Центр Европейской
соотносятся с правами других людей.
России. Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические
Работать
места,
со взрослыми: составлять календарь
знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
профессиональных праздников в соответствии с профессиями
родителей.
Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в
разные города России, посещать музеи, осматривать памятники
истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о
разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.
Работать с терминологическим словариком. Формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать достижения на уроке.

4. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
(2 часа в неделю, 66 часов)
№
п/п

Дата
по
плану

Дата
по
факту

Наименование темы

1 четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Земля и человечество
Мир глазами астронома.
Планеты Солнечной системы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где? История –путешествие в глубь времён.
Мир глазами эколога.
Международная Красная книга.
Природа России
Проверочная работа по разделу «Земля и человечество».
Равнины и горы России.
Моря, озера и реки России.
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Леса России.
Лес и человек.
Зона степей.
Пустыни.

2 четверть
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Природа России (продолжение)
У Черного моря.
Проверочная работа по разделу «Природа России».
Родной край - часть большой страны
Наш край.
Поверхность нашего края.
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства.
Земля – кормилица.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь в пресных водоемах.
Экскурсии в природные сообщества родного края. Проект
«Наш край».
Заповедники России.
Растениеводство в нашем крае.
Животноводство в нашем крае.
Проверочная работа по разделу «Родной край - часть
большой страны»

К-во
час

Стр.
учеб.

16ч.
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
11 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Ч.1
с.6-9
с.10-15
с.16-18
с.19-24
с.25-28
с.29-33
с.34-36
с.146-148

с.40-43
с.44-46
с.47-51
с.52-58
с.59-67
с.68-74
с.75-79
с.80-86
с.87-93

15 ч.
1
1
13 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с.94-102
с.149-152

1
1
1
1

с.142-145

с.104-107
с.108-110
с.111-119
с.120-122
с.123-127
с.128-133
с.134-139
с.140-141

с.152-155

Ч.2

32
33
34
35

Мир древности: далёкий и близкий
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.

1
1
1
1

с.4-9
с.10-15
с.16-19
с.20-22

36

Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной
истории». Жизнь древних славян.
Государство Русь.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле.

1

с.144-147

1
1
1
1

с.24-28
с.29-34
с.35-37
с.38-42

37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.
Патриоты России.
Петр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории ХIХ века.
Страницы истории России (продолжение)
Россия вступает в ХХ век.
Страницы истории 1920-1930-х годов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с.43-46
с.47-50
с.51-53
с.54-57
с.58-62
с.63-67
с.68-70
с.71-75
с.76-79
с.80-85

1
1

с.86-90
с.91-95

4 четверть

14

Великая Отечественная война и Великая Победа.
Великая Отечественная война и Великая Победа.
Страна, открывшая путь в космос.
Проверочная работа по разделу «Страницы истории
России». Презентация проектов.
Современная Россия
Основной закон России и права человека.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Путешествие по России.
Путешествие по России.
Путешествие по России.
Проверочная работа по разделу «Современная Россия».
Мир и люди прошлого на полотнах великих мастеров.
Обобщение изученного

1
1
1
1
11 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с.96-101
с.96-101
с.102-104
с.148-152
с.138-139
с.108-113
с.114-116
с.117-120
с.121-124
с.125-133
с.133-137
с.125-137
с.140-143
с.152-155


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».