РП Русский язык 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Заместитель директора по УВР
Директор
___________Рыбасова А.В.
____________Опалькина Л.П.
__________Рыбасова А.В.
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 14
от «28» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
от «01»сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 8 класса

город Новошахтинск 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта
(М.: Дрофа, 2020 г.).
При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных
и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на
то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование
навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и
факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за
учебный год.Рабочая программа в 8-а классе будет реализована в рамках 102
часа,
Планируемые предметные результаты освоения курса
Личностные результаты обучения
 Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
 Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты обучения
 Анализ текста. Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа,
портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование,
разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре;
находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые
средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой),
стилистический, типологический – включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста – под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи).
 Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем проблематику текста, позицию
автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с
мнением автора текста; Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного
текста.
 Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни
(например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении)
памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спор-

тивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое,
знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
 Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать
выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики
средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную
форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные
сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.












Предметные результаты обучения
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный
анализ при определении лексического значения, морфемного строения и
написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов); сращение, переход слова
одной части речи в другую;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики,
правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их
формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении
слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять
односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами,
словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять
предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте
прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно
правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изу-

ченных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во
всех изученных случаях.

1. Содержание учебного предмета
№
п/п
1

Название
Количество
Основные
раздела
часов
понятия
(главы)
Русский
1
Русский язык
язык в семье
Славянские языки
славянских
народов

2

Повторение
изученного в
5-7-х классах

19

3

Синтаксис и
пунктуация
простого
предложения

99

Анализ текста
Части речи
Члены предложения
Состав слова
Фонетика
Орфография
Графика
Морфология
Лексика
Текст
Стили речи
Строение и грамматическое значение словосочетаний
Связь слов в словосочетаниях
Употребление
словосочетаний
Типы речи
Предложение
Типы предложения
Интонация предложения
Главные члены
предложения
Подлежащее
Сказуемое
Составные сказуемые
Тире
Согласование
главных членов
предложения
Дополнение
Определение
Приложение
Обстоятельство
Порядок слов в

Тематические планируемые результаты
Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу
славянских языков.
Определять различие между литературным языком и диалектами,
просторечием и т.д.
Иметь представление о трудных
случаях правописания.
Соблюдать основные орфографические нормы.
Использовать орфографические
словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

Понимать роль словосочетания;
различать словосочетания и предложения.
Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи
(согласование, управление, примыкание).
Правильно употреблять словосочетания в составе предложений.
Проводить устный и письменный
синтаксический разбор словосочетаний.
Характеризовать разные типы
предложений: утвердительные и
отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске;
по количеству грамматических
основ; по характеру основы; по
наличию второстепенных членов.
Правильно произносить термины

предложении
Виды односоставных предложений
Определенноличные предложения
Неопределенноличные предложения
Обобщенноличные предложения
Безличные предложения
Назывные предложения
Однородные члены предложения
Средства связи
Однородные и
неоднородные
определения
Статья в газету
Обобщающие
слова
Обращение
Вводные и вставные конструкции
Обособленные
члены предложения
Портретный
очерк

русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова.
Иметь представление о прямом и
обратном порядке слов, о месте
главных и второстепенных членов
в предложении.
Осознанно использовать порядок
слов для большей выразительности речи.
Опознавать грамматическую основу предложения.
Распознавать главные и второстепенные члены предложения.
Определять способы выражения
подлежащего, виды сказуемого и
способы его выражения; виды
второстепенных членов предложения.
Анализировать и характеризовать
синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.
Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме.
Согласовывать глагол-сказуемое с
подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом, определения с определяемыми словами.
Понимать роль односоставных
предложений в речи, их значение;
знать и различать их виды: четыре
глагольных и назывное.
Разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные предложения.
Анализировать и характеризовать
виды односоставных предложений, их структурные и смысловые
особенности.
Моделировать односоставные
предложения разных типов.
Понимать назначение неполных
предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и
грамотно употреблять в собственных высказываниях.
Вырабатывать навык грамотного
пунктуационного оформления неполных предложений при письме.
Анализировать и характеризовать
предложения с однородными чле-

нами.
Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами.
Овладевать интонацией перечисления.
Иметь общее представление о
пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и
союзной связью.
Знаки препинания в предложениях
с однородными членами без
обобщающих слов.
Различать (в пунктуационном
оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся
союзом и, да (-и) и сложное предложение с аналогичной связью.
Сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме.
Применять правила постановки
знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами
Характеризовать и использовать в
речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа
и тренировать в определении
функции этой словоформы: как
обращения и как главного члена
односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного приложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем.
Распознавать основные группы
вводных слов по значению в
предложении, тексте.
Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными
словами.
На основе семантико-

4

Прямая и
косвенная
речь

6

Прямая речь
Знаки препинания
в предложения с
прямой речью
Косвенная речь
Цитаты

5

Повторение
и обобщение
изученного в
8 классе

11

Повторение
Обобщение
Закрепление

Итого:

102

грамматического анализа сопоставлять и отличать вводное слово
от омонимичного члена предложения.
Характеризовать разные признаки
обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные.
Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами.
Анализировать и характеризовать
данные предложения.
Использовать в речи предложения
с разными видами обособленных
членов.
Иметь представление об уточняющих членах предложения и
свойствах, отличающих их от
обособленных оборотов.
Опознавать уточняющие члены на
основе семантико-интонационного
анализа высказывания.
Правильно оформлять прямую
речь и диалог на письме.
Уметь правильно произносить
фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении
предложений с прямой речью.
Иметь представление о косвенной
речи.
Правильно трансформировать
предложения (фразы) с прямой
речью в косвенную и наоборот.
Иметь представление о цитировании.
Цитировать различные устные и
письменные высказывания с соблюдением норм письменной и
устной речи.
Соблюдать основные орфографические нормы.
Использовать орфографические
словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем

2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7
8

9

Название тем.
Содержание уроков

Количество часов

Русский язык в семье славянских народов
1
Русский язык в семье славянских языков
Дать понятие о функции русского языка в современном мире, расширить общие сведения о русском языке и его международном значении
Повторение изученного в 5-7-х классах
1
Комплексное повторение (анализ текста, части
речи)
На основе текста повторение частей речи, работа с
алгоритмом написания Н-НН в суффиксах разных
частей речи
1
Комплексное повторение (фонетика, графика),
Повторение фонетики, графики, состава слова, орфографии, частей речи, членов предложения
1
Комплексное повторение (состав слова, орфография, , лексика)
Повторение состава слова, орфографии, морфологии, лексики
1
Комплексное повторение (состав слова, орфография)
Повторение состава слова, орфографии
1
Контрольная работа №1 .Диагностический
диктант
Проверка знаний
Анализ работ
1
1
Комплексное повторение (орфография, пунктуация)
Повторение. Речь, ее разновидности. Текст, его
тема, идея. Стили речи, средства выразительности в художественной речи

10

Примерные сроки
изучения темы, даты
проведения уроков
8-А
6.09

6.09

7

13

13

14

20
20

1

21

1

27

Строение и грамматическое значение словосочетаний

11

Виды подчинительной связи слов в словосочетании

1

27

12

Виды подчинительной связи слов в словосочетании

1

28

13

Контрольная работа №2 Изложение «Как я покупал собаку» по рассказу Б.Емельянова

1

4.10

14

Совершенствование навыков сжатия текста изложения; определение смысловых частей, микротем
Изложение «Как я покупал собаку» по рассказу
Б.Емельянова

1

4.10

15

Синтаксис и пунктуация простого предложения
1
Предложение и его типы. Интонация простого
предложения

5

16

Главные члены предложения

1

11

17

Подлежащее и способы его выражения

1

11

18

Сказуемое и способы его выражения. Простое
глагольное сказуемое

1

12

19

Составные сказуемые. Составное глагольное
сказуемое

1

18

20

Составное именное сказуемое
Особенности составного именного сказуемого
Тире между подлежащим и сказуемым

1

18

1

19

22

Правила согласования главных членов предложения

1

25

23

Контрольная работа №3 по теме «Словосочетание. Предложение»

1

25

24

Дополнение

1

26

25

Определение

1

8.11

26

Приложение

1

8.11

27

Обстоятельство

1

9

28

Порядок слов в предложении

1

15

29
30

Проверочная тестовая работа
Репортаж как жанр публицистики. Репортажповествование

1
1

15
16

31

1

22

32

Контрольная работа №4 Сочинение в жанре
репортажа
Написание текста репортажа
Виды односоставных предложений

1

22

33

Определенно-личные предложения

1

23

34

Неопределенно-личные предложения

1

29

21

35

Неопределенно-личные предложения

1

29

36

Обобщенно-личные предложения Обобщенноличные предложения

1

30

37

Безличные предложения

1

6

38

Безличные предложения

1

6

39

Назывные предложения

1

7

40

Обобщающий урок по теме «Односоставные
предложения»

1

13

41

Контрольная работа №5 Диктант по теме
«Односоставные предложения»

1

13

42

Обучающее сжатое изложение

1

14

43

Понятие об однородных членах предложения

1

20

44

Средства связи между однородными членами
предложения

1

20

45

Средства связи между однородными членами
предложения

1

21

46

Средства связи между однородными членами
предложения

1

27

47

Однородные и неоднородные определения

1

27

48

Однородные и неоднородные определения

1

28

49

Статься в газету. Понятие о жанре. Строение
текста

1

10.01

50

Статься в газету. Понятие о жанре. Строение
текста

1

10

51

Обобщающие слова при однородных членах
предложения

1

11

52

Повторим орфографию (Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях)

1

17

53

Обобщающие уроки по теме «Однородные члены
предложения»

1

17

54

Контрольная работа №6 Диктант по теме

1

18

«Однородные члены предложения»
55

Обучающее сочинение. Статья в газету

1

24

56

Обучающее сочинение. Статья в газету

1

24

57

Обращение и знаки препинания при нем

1

25

58

Обращение и знаки препинания при нем

1

31

59

Вводные и вставные конструкции

1

31

60

Вводные и вставные конструкции

1

1.02

61

Вводные и вставные конструкции

1

7

62

Вводные и вставные конструкции

1

7

63

Вводные и вставные конструкции

1

8

64

. Контрольная работа №7 Изложение «Что значит быть воспитанным?»

1

14

65

Контрольная работа №7 Изложение «Что значит быть воспитанным?»

1

14

66

Повторим орфографию (падежные окончания
прилагательных, причастий, суффиксы глаголов
и глагольных форм)

1

15

67

1

21

1

21

69

Контрольная работа №8 Тест по теме «Обращения, вводные и вставные конструкции»
;
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
Работа над ошибками
Понятие об обособленных членах предложения

1

22

70

Обособление приложений

1

28

71

Обособление сравнительных оборотов

1

28

72

Обобщающий урок по теме «Обособление определений и приложений»

1

29

73

Портретный очерк

1

6.03

74

Обособленные обстоятельства и дополнения

1

6

75

Обособленные обстоятельства и дополнения

1

7

68

76

Обособленные обстоятельства и дополнения

1

13

77

Обособление уточняющих членов предложения

1

13

78

Обособление уточняющих членов предложения

1

14

79

Обобщающие уроки по теме «Обособленные
члены предложения»

1

20

80

Обобщающие уроки по теме «Обособленные
члены предложения»

1

20

81

1

21

82

Повторим орфографию (правописание наречий)
Закрепление орфографических знаний и навыков
Контрольная работа №9 Диктант с грамматическим заданием по теме»Обособленные члены
предложения»

1

3.04

83

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях
с прямой речью

1

3

84

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях
с прямой речью

1

4

85

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

1

10

86

Цитаты и их обозначения

1

10

87
88

Повторение материала, изученного в 8кл.;
Повторение материала, изученного в 8 классе

1
1

11
17

89

Повторение материала, изученного в 8 классе

1

17

90

Повторение материала, изученного в 8 классе

1

18

91

Повторение материала, изученного в 8 классе

1

24

92

Повторение материала, изученного в 8 классе

1

24

93

Повторение материала, изученного в 8 классе

1

25

94

Повторение материала, изученного в 8 классе

1

2.05

95

Повторение материала, изученного в 8 классе

1

8

Повторение материала, изученного в 8кл.
Повторение материала, изученного в 8кл.
Промежуточная аттестация
Повторение материала ,изученного в 8кл.
Повторение материала, изученного в 8кл.
Подведем итоги

1
1
1
1
1
2

8
15
15
16
22
22,23

96
97
98
99
100
101-

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».