МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №1
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Заместитель директора по УВР
Директор
___________Рыбасова А.В.
____________Опалькина Л.П.
__________Рыбасова А.В.
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 14
от «28» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
от «01»сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 8 класса
город Новошахтинск 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта
(М.: Дрофа, 2020 г.).
При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных
и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на
то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование
навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и
факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за
учебный год.Рабочая программа в 8-а классе будет реализована в рамках 102
часа,
Планируемые предметные результаты освоения курса
Личностные результаты обучения
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты обучения
Анализ текста. Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа,
портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование,
разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре;
находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые
средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой),
стилистический, типологический – включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста – под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи).
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем проблематику текста, позицию
автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с
мнением автора текста; Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного
текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни
(например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении)
памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спор-
тивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое,
знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать
выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики
средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную
форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные
сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
Предметные результаты обучения
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный
анализ при определении лексического значения, морфемного строения и
написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов); сращение, переход слова
одной части речи в другую;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики,
правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их
формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении
слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять
односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами,
словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять
предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте
прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно
правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изу-
ченных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во
всех изученных случаях.
1. Содержание учебного предмета
№
п/п
1
Название
Количество
Основные
раздела
часов
понятия
(главы)
Русский
1
Русский язык
язык в семье
Славянские языки
славянских
народов
2
Повторение
изученного в
5-7-х классах
19
3
Синтаксис и
пунктуация
простого
предложения
99
Анализ текста
Части речи
Члены предложения
Состав слова
Фонетика
Орфография
Графика
Морфология
Лексика
Текст
Стили речи
Строение и грамматическое значение словосочетаний
Связь слов в словосочетаниях
Употребление
словосочетаний
Типы речи
Предложение
Типы предложения
Интонация предложения
Главные члены
предложения
Подлежащее
Сказуемое
Составные сказуемые
Тире
Согласование
главных членов
предложения
Дополнение
Определение
Приложение
Обстоятельство
Порядок слов в
Тематические планируемые результаты
Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу
славянских языков.
Определять различие между литературным языком и диалектами,
просторечием и т.д.
Иметь представление о трудных
случаях правописания.
Соблюдать основные орфографические нормы.
Использовать орфографические
словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.
Понимать роль словосочетания;
различать словосочетания и предложения.
Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи
(согласование, управление, примыкание).
Правильно употреблять словосочетания в составе предложений.
Проводить устный и письменный
синтаксический разбор словосочетаний.
Характеризовать разные типы
предложений: утвердительные и
отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске;
по количеству грамматических
основ; по характеру основы; по
наличию второстепенных членов.
Правильно произносить термины
предложении
Виды односоставных предложений
Определенноличные предложения
Неопределенноличные предложения
Обобщенноличные предложения
Безличные предложения
Назывные предложения
Однородные члены предложения
Средства связи
Однородные и
неоднородные
определения
Статья в газету
Обобщающие
слова
Обращение
Вводные и вставные конструкции
Обособленные
члены предложения
Портретный
очерк
русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова.
Иметь представление о прямом и
обратном порядке слов, о месте
главных и второстепенных членов
в предложении.
Осознанно использовать порядок
слов для большей выразительности речи.
Опознавать грамматическую основу предложения.
Распознавать главные и второстепенные члены предложения.
Определять способы выражения
подлежащего, виды сказуемого и
способы его выражения; виды
второстепенных членов предложения.
Анализировать и характеризовать
синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.
Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме.
Согласовывать глагол-сказуемое с
подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом, определения с определяемыми словами.
Понимать роль односоставных
предложений в речи, их значение;
знать и различать их виды: четыре
глагольных и назывное.
Разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные предложения.
Анализировать и характеризовать
виды односоставных предложений, их структурные и смысловые
особенности.
Моделировать односоставные
предложения разных типов.
Понимать назначение неполных
предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и
грамотно употреблять в собственных высказываниях.
Вырабатывать навык грамотного
пунктуационного оформления неполных предложений при письме.
Анализировать и характеризовать
предложения с однородными чле-
нами.
Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами.
Овладевать интонацией перечисления.
Иметь общее представление о
пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и
союзной связью.
Знаки препинания в предложениях
с однородными членами без
обобщающих слов.
Различать (в пунктуационном
оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся
союзом и, да (-и) и сложное предложение с аналогичной связью.
Сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме.
Применять правила постановки
знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами
Характеризовать и использовать в
речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа
и тренировать в определении
функции этой словоформы: как
обращения и как главного члена
односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного приложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем.
Распознавать основные группы
вводных слов по значению в
предложении, тексте.
Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными
словами.
На основе семантико-
4
Прямая и
косвенная
речь
6
Прямая речь
Знаки препинания
в предложения с
прямой речью
Косвенная речь
Цитаты
5
Повторение
и обобщение
изученного в
8 классе
11
Повторение
Обобщение
Закрепление
Итого:
102
грамматического анализа сопоставлять и отличать вводное слово
от омонимичного члена предложения.
Характеризовать разные признаки
обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные.
Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами.
Анализировать и характеризовать
данные предложения.
Использовать в речи предложения
с разными видами обособленных
членов.
Иметь представление об уточняющих членах предложения и
свойствах, отличающих их от
обособленных оборотов.
Опознавать уточняющие члены на
основе семантико-интонационного
анализа высказывания.
Правильно оформлять прямую
речь и диалог на письме.
Уметь правильно произносить
фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении
предложений с прямой речью.
Иметь представление о косвенной
речи.
Правильно трансформировать
предложения (фразы) с прямой
речью в косвенную и наоборот.
Иметь представление о цитировании.
Цитировать различные устные и
письменные высказывания с соблюдением норм письменной и
устной речи.
Соблюдать основные орфографические нормы.
Использовать орфографические
словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем
2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Название тем.
Содержание уроков
Количество часов
Русский язык в семье славянских народов
1
Русский язык в семье славянских языков
Дать понятие о функции русского языка в современном мире, расширить общие сведения о русском языке и его международном значении
Повторение изученного в 5-7-х классах
1
Комплексное повторение (анализ текста, части
речи)
На основе текста повторение частей речи, работа с
алгоритмом написания Н-НН в суффиксах разных
частей речи
1
Комплексное повторение (фонетика, графика),
Повторение фонетики, графики, состава слова, орфографии, частей речи, членов предложения
1
Комплексное повторение (состав слова, орфография, , лексика)
Повторение состава слова, орфографии, морфологии, лексики
1
Комплексное повторение (состав слова, орфография)
Повторение состава слова, орфографии
1
Контрольная работа №1 .Диагностический
диктант
Проверка знаний
Анализ работ
1
1
Комплексное повторение (орфография, пунктуация)
Повторение. Речь, ее разновидности. Текст, его
тема, идея. Стили речи, средства выразительности в художественной речи
10
Примерные сроки
изучения темы, даты
проведения уроков
8-А
6.09
6.09
7
13
13
14
20
20
1
21
1
27
Строение и грамматическое значение словосочетаний
11
Виды подчинительной связи слов в словосочетании
1
27
12
Виды подчинительной связи слов в словосочетании
1
28
13
Контрольная работа №2 Изложение «Как я покупал собаку» по рассказу Б.Емельянова
1
4.10
14
Совершенствование навыков сжатия текста изложения; определение смысловых частей, микротем
Изложение «Как я покупал собаку» по рассказу
Б.Емельянова
1
4.10
15
Синтаксис и пунктуация простого предложения
1
Предложение и его типы. Интонация простого
предложения
5
16
Главные члены предложения
1
11
17
Подлежащее и способы его выражения
1
11
18
Сказуемое и способы его выражения. Простое
глагольное сказуемое
1
12
19
Составные сказуемые. Составное глагольное
сказуемое
1
18
20
Составное именное сказуемое
Особенности составного именного сказуемого
Тире между подлежащим и сказуемым
1
18
1
19
22
Правила согласования главных членов предложения
1
25
23
Контрольная работа №3 по теме «Словосочетание. Предложение»
1
25
24
Дополнение
1
26
25
Определение
1
8.11
26
Приложение
1
8.11
27
Обстоятельство
1
9
28
Порядок слов в предложении
1
15
29
30
Проверочная тестовая работа
Репортаж как жанр публицистики. Репортажповествование
1
1
15
16
31
1
22
32
Контрольная работа №4 Сочинение в жанре
репортажа
Написание текста репортажа
Виды односоставных предложений
1
22
33
Определенно-личные предложения
1
23
34
Неопределенно-личные предложения
1
29
21
35
Неопределенно-личные предложения
1
29
36
Обобщенно-личные предложения Обобщенноличные предложения
1
30
37
Безличные предложения
1
6
38
Безличные предложения
1
6
39
Назывные предложения
1
7
40
Обобщающий урок по теме «Односоставные
предложения»
1
13
41
Контрольная работа №5 Диктант по теме
«Односоставные предложения»
1
13
42
Обучающее сжатое изложение
1
14
43
Понятие об однородных членах предложения
1
20
44
Средства связи между однородными членами
предложения
1
20
45
Средства связи между однородными членами
предложения
1
21
46
Средства связи между однородными членами
предложения
1
27
47
Однородные и неоднородные определения
1
27
48
Однородные и неоднородные определения
1
28
49
Статься в газету. Понятие о жанре. Строение
текста
1
10.01
50
Статься в газету. Понятие о жанре. Строение
текста
1
10
51
Обобщающие слова при однородных членах
предложения
1
11
52
Повторим орфографию (Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях)
1
17
53
Обобщающие уроки по теме «Однородные члены
предложения»
1
17
54
Контрольная работа №6 Диктант по теме
1
18
«Однородные члены предложения»
55
Обучающее сочинение. Статья в газету
1
24
56
Обучающее сочинение. Статья в газету
1
24
57
Обращение и знаки препинания при нем
1
25
58
Обращение и знаки препинания при нем
1
31
59
Вводные и вставные конструкции
1
31
60
Вводные и вставные конструкции
1
1.02
61
Вводные и вставные конструкции
1
7
62
Вводные и вставные конструкции
1
7
63
Вводные и вставные конструкции
1
8
64
. Контрольная работа №7 Изложение «Что значит быть воспитанным?»
1
14
65
Контрольная работа №7 Изложение «Что значит быть воспитанным?»
1
14
66
Повторим орфографию (падежные окончания
прилагательных, причастий, суффиксы глаголов
и глагольных форм)
1
15
67
1
21
1
21
69
Контрольная работа №8 Тест по теме «Обращения, вводные и вставные конструкции»
;
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
Работа над ошибками
Понятие об обособленных членах предложения
1
22
70
Обособление приложений
1
28
71
Обособление сравнительных оборотов
1
28
72
Обобщающий урок по теме «Обособление определений и приложений»
1
29
73
Портретный очерк
1
6.03
74
Обособленные обстоятельства и дополнения
1
6
75
Обособленные обстоятельства и дополнения
1
7
68
76
Обособленные обстоятельства и дополнения
1
13
77
Обособление уточняющих членов предложения
1
13
78
Обособление уточняющих членов предложения
1
14
79
Обобщающие уроки по теме «Обособленные
члены предложения»
1
20
80
Обобщающие уроки по теме «Обособленные
члены предложения»
1
20
81
1
21
82
Повторим орфографию (правописание наречий)
Закрепление орфографических знаний и навыков
Контрольная работа №9 Диктант с грамматическим заданием по теме»Обособленные члены
предложения»
1
3.04
83
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях
с прямой речью
1
3
84
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях
с прямой речью
1
4
85
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной
1
10
86
Цитаты и их обозначения
1
10
87
88
Повторение материала, изученного в 8кл.;
Повторение материала, изученного в 8 классе
1
1
11
17
89
Повторение материала, изученного в 8 классе
1
17
90
Повторение материала, изученного в 8 классе
1
18
91
Повторение материала, изученного в 8 классе
1
24
92
Повторение материала, изученного в 8 классе
1
24
93
Повторение материала, изученного в 8 классе
1
25
94
Повторение материала, изученного в 8 классе
1
2.05
95
Повторение материала, изученного в 8 классе
1
8
Повторение материала, изученного в 8кл.
Повторение материала, изученного в 8кл.
Промежуточная аттестация
Повторение материала ,изученного в 8кл.
Повторение материала, изученного в 8кл.
Подведем итоги
1
1
1
1
1
2
8
15
15
16
22
22,23
96
97
98
99
100
101-
102