МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Управление образования Администрации города Новошахтинска МБОУ СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заместитель директора по УВР Директор ___________Рыбасова А.В. ____________Опалькина Л.П. __________Рыбасова А.В. Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 14 от «28» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. от «01»сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 8 класса город Новошахтинск 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (М.: Дрофа, 2020 г.). При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.Рабочая программа в 8-а классе будет реализована в рамках 102 часа, Планируемые предметные результаты освоения курса Личностные результаты обучения Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты обучения Анализ текста. Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический – включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста – под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи). Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста; Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста. Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спор- тивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету. Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции. Предметные результаты обучения К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями: по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую; по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем; по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём; по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций; по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изу- ченных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. 1. Содержание учебного предмета № п/п 1 Название Количество Основные раздела часов понятия (главы) Русский 1 Русский язык язык в семье Славянские языки славянских народов 2 Повторение изученного в 5-7-х классах 19 3 Синтаксис и пунктуация простого предложения 99 Анализ текста Части речи Члены предложения Состав слова Фонетика Орфография Графика Морфология Лексика Текст Стили речи Строение и грамматическое значение словосочетаний Связь слов в словосочетаниях Употребление словосочетаний Типы речи Предложение Типы предложения Интонация предложения Главные члены предложения Подлежащее Сказуемое Составные сказуемые Тире Согласование главных членов предложения Дополнение Определение Приложение Обстоятельство Порядок слов в Тематические планируемые результаты Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу славянских языков. Определять различие между литературным языком и диалектами, просторечием и т.д. Иметь представление о трудных случаях правописания. Соблюдать основные орфографические нормы. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем. Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи (согласование, управление, примыкание). Правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний. Характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Правильно произносить термины предложении Виды односоставных предложений Определенноличные предложения Неопределенноличные предложения Обобщенноличные предложения Безличные предложения Назывные предложения Однородные члены предложения Средства связи Однородные и неоднородные определения Статья в газету Обобщающие слова Обращение Вводные и вставные конструкции Обособленные члены предложения Портретный очерк русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова. Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи. Опознавать грамматическую основу предложения. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме. Согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом, определения с определяемыми словами. Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное. Разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные предложения. Анализировать и характеризовать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Моделировать односоставные предложения разных типов. Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме. Анализировать и характеризовать предложения с однородными чле- нами. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Различать (в пунктуационном оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом и, да (-и) и сложное предложение с аналогичной связью. Сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме. Применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами Характеризовать и использовать в речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа и тренировать в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного приложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем. Распознавать основные группы вводных слов по значению в предложении, тексте. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантико- 4 Прямая и косвенная речь 6 Прямая речь Знаки препинания в предложения с прямой речью Косвенная речь Цитаты 5 Повторение и обобщение изученного в 8 классе 11 Повторение Обобщение Закрепление Итого: 102 грамматического анализа сопоставлять и отличать вводное слово от омонимичного члена предложения. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Анализировать и характеризовать данные предложения. Использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов. Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью. Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот. Иметь представление о цитировании. Цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи. Соблюдать основные орфографические нормы. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем 2. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Название тем. Содержание уроков Количество часов Русский язык в семье славянских народов 1 Русский язык в семье славянских языков Дать понятие о функции русского языка в современном мире, расширить общие сведения о русском языке и его международном значении Повторение изученного в 5-7-х классах 1 Комплексное повторение (анализ текста, части речи) На основе текста повторение частей речи, работа с алгоритмом написания Н-НН в суффиксах разных частей речи 1 Комплексное повторение (фонетика, графика), Повторение фонетики, графики, состава слова, орфографии, частей речи, членов предложения 1 Комплексное повторение (состав слова, орфография, , лексика) Повторение состава слова, орфографии, морфологии, лексики 1 Комплексное повторение (состав слова, орфография) Повторение состава слова, орфографии 1 Контрольная работа №1 .Диагностический диктант Проверка знаний Анализ работ 1 1 Комплексное повторение (орфография, пунктуация) Повторение. Речь, ее разновидности. Текст, его тема, идея. Стили речи, средства выразительности в художественной речи 10 Примерные сроки изучения темы, даты проведения уроков 8-А 6.09 6.09 7 13 13 14 20 20 1 21 1 27 Строение и грамматическое значение словосочетаний 11 Виды подчинительной связи слов в словосочетании 1 27 12 Виды подчинительной связи слов в словосочетании 1 28 13 Контрольная работа №2 Изложение «Как я покупал собаку» по рассказу Б.Емельянова 1 4.10 14 Совершенствование навыков сжатия текста изложения; определение смысловых частей, микротем Изложение «Как я покупал собаку» по рассказу Б.Емельянова 1 4.10 15 Синтаксис и пунктуация простого предложения 1 Предложение и его типы. Интонация простого предложения 5 16 Главные члены предложения 1 11 17 Подлежащее и способы его выражения 1 11 18 Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое 1 12 19 Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое 1 18 20 Составное именное сказуемое Особенности составного именного сказуемого Тире между подлежащим и сказуемым 1 18 1 19 22 Правила согласования главных членов предложения 1 25 23 Контрольная работа №3 по теме «Словосочетание. Предложение» 1 25 24 Дополнение 1 26 25 Определение 1 8.11 26 Приложение 1 8.11 27 Обстоятельство 1 9 28 Порядок слов в предложении 1 15 29 30 Проверочная тестовая работа Репортаж как жанр публицистики. Репортажповествование 1 1 15 16 31 1 22 32 Контрольная работа №4 Сочинение в жанре репортажа Написание текста репортажа Виды односоставных предложений 1 22 33 Определенно-личные предложения 1 23 34 Неопределенно-личные предложения 1 29 21 35 Неопределенно-личные предложения 1 29 36 Обобщенно-личные предложения Обобщенноличные предложения 1 30 37 Безличные предложения 1 6 38 Безличные предложения 1 6 39 Назывные предложения 1 7 40 Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» 1 13 41 Контрольная работа №5 Диктант по теме «Односоставные предложения» 1 13 42 Обучающее сжатое изложение 1 14 43 Понятие об однородных членах предложения 1 20 44 Средства связи между однородными членами предложения 1 20 45 Средства связи между однородными членами предложения 1 21 46 Средства связи между однородными членами предложения 1 27 47 Однородные и неоднородные определения 1 27 48 Однородные и неоднородные определения 1 28 49 Статься в газету. Понятие о жанре. Строение текста 1 10.01 50 Статься в газету. Понятие о жанре. Строение текста 1 10 51 Обобщающие слова при однородных членах предложения 1 11 52 Повторим орфографию (Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях) 1 17 53 Обобщающие уроки по теме «Однородные члены предложения» 1 17 54 Контрольная работа №6 Диктант по теме 1 18 «Однородные члены предложения» 55 Обучающее сочинение. Статья в газету 1 24 56 Обучающее сочинение. Статья в газету 1 24 57 Обращение и знаки препинания при нем 1 25 58 Обращение и знаки препинания при нем 1 31 59 Вводные и вставные конструкции 1 31 60 Вводные и вставные конструкции 1 1.02 61 Вводные и вставные конструкции 1 7 62 Вводные и вставные конструкции 1 7 63 Вводные и вставные конструкции 1 8 64 . Контрольная работа №7 Изложение «Что значит быть воспитанным?» 1 14 65 Контрольная работа №7 Изложение «Что значит быть воспитанным?» 1 14 66 Повторим орфографию (падежные окончания прилагательных, причастий, суффиксы глаголов и глагольных форм) 1 15 67 1 21 1 21 69 Контрольная работа №8 Тест по теме «Обращения, вводные и вставные конструкции» ; Анализ контрольных работ. Работа над ошибками Работа над ошибками Понятие об обособленных членах предложения 1 22 70 Обособление приложений 1 28 71 Обособление сравнительных оборотов 1 28 72 Обобщающий урок по теме «Обособление определений и приложений» 1 29 73 Портретный очерк 1 6.03 74 Обособленные обстоятельства и дополнения 1 6 75 Обособленные обстоятельства и дополнения 1 7 68 76 Обособленные обстоятельства и дополнения 1 13 77 Обособление уточняющих членов предложения 1 13 78 Обособление уточняющих членов предложения 1 14 79 Обобщающие уроки по теме «Обособленные члены предложения» 1 20 80 Обобщающие уроки по теме «Обособленные члены предложения» 1 20 81 1 21 82 Повторим орфографию (правописание наречий) Закрепление орфографических знаний и навыков Контрольная работа №9 Диктант с грамматическим заданием по теме»Обособленные члены предложения» 1 3.04 83 Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 1 3 84 Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 1 4 85 Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной 1 10 86 Цитаты и их обозначения 1 10 87 88 Повторение материала, изученного в 8кл.; Повторение материала, изученного в 8 классе 1 1 11 17 89 Повторение материала, изученного в 8 классе 1 17 90 Повторение материала, изученного в 8 классе 1 18 91 Повторение материала, изученного в 8 классе 1 24 92 Повторение материала, изученного в 8 классе 1 24 93 Повторение материала, изученного в 8 классе 1 25 94 Повторение материала, изученного в 8 классе 1 2.05 95 Повторение материала, изученного в 8 классе 1 8 Повторение материала, изученного в 8кл. Повторение материала, изученного в 8кл. Промежуточная аттестация Повторение материала ,изученного в 8кл. Повторение материала, изученного в 8кл. Подведем итоги 1 1 1 1 1 2 8 15 15 16 22 22,23 96 97 98 99 100 101- 102