РП Литература 9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Заместитель директора по УВР
Директор
___________Рыбасова А.В.
____________Опалькина Л.П.
__________Рыбасова А.В.
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 14
от «28» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
от «01»сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературе»
для обучающихся 9 класса

город Новошахтинск 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основании базисного учебного плана образовательных школ РФ (приказ Министерства образования РФ от
09.03.2004 г., ред. от 30.08.2010 г.); Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования РФ от
05.03.2004 г. №21/12); на основании примерных программ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература.
5-11 классы / Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013, учебника:
Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух
частях. /Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013.
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным
предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы).
ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература», но в связи с совпадением
рабочих и праздничных дней ( 8 марта, 2, 3 мая, 10 мая) программа будет реализована в рамках 98 часов.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
 воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
 развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного
и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных
представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие
устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;
 овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейноэстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами
мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдаю-

щихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на
основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурнофункционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на
самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными
видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного
произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
(сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной
жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать
свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или
будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным
текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании
литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного
типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных
черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно
основным вехам развития русской литературы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
 использование элементов причинно-следственного и структурнофункционального анализа
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
 самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера
 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания
информации адекватно поставленной цели
 умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно
подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
 выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
 умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
 владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
 определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
 умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои
взгляды
 осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или
будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
 образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
 основные теоретико-литературные понятия.











В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из
литературных родов и жанров;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику
героев;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую
точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его
смысловые части;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему
с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и
его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Перечень учебных тем по стержневым линиям
учебного курса
«Литература» 9 класс
№
п/
п
1

2

Название раздела (главы)
Введение.
Роль литературы в духовной жизни
России
Древнерусская литература

Количество чаОсновные понятия
сов
1
 овладеть искусством чтения

3

3

Литература 18
века

14

4

Литература 19
века

44

5

Литература 20
века

36

 давать обзорную характеристику древней русской литературы;
 владеть сведениями по теории литературы;
 характеризовать изобразительные средства;
 воспринимать и анализировать художественный текст;
 роль изобразительновыразительных средства;
 выразительное чтение, в том
числе и наизусть
 воспринимать и анализировать художественный текст;
 составлять план;
 формировать особенности
композиции;
 выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;
 выражать свое отношение к
прочитанному;
 участвовать в диалогах по
прочитанным произведениям
 воспринимать и анализировать текст;
 выделять и формулировать
тему, идею;
 владеть пересказом текста;
 строить устные и письменные высказывания;
 выражать свое отношение к
прочитанному

Тематические планируемые результаты
углубление представлений о литературе как искусстве слова
выражать свое отношение к прочитанному

определять род и жанр;
выделять смысловые части

находить смысловые части;
выделять средства изобразительности (меткий
афорический язык)

давать характеристику
героям;
сопоставлять эпизоды
литературных произведений

Тематическое планирование уроков литературы в 9 «Б»,
классе на 2023-2024 учебный год
№ п/п

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Количество уроков

Введение. Роль литературы в духовной жизни России
Роль литературы в духовной жизни России
1
Древнерусская литература
Древнерусская литература «Слово о полку Игоре1
ве» Р.К. «Повесть о взятии Азова (фрагменты)
Герои и события в «Слове …». Идейный центр по1
эмы – «Золотое Слово»
Образ автора «Слова». Патриотический пафос, ли1
ризм поэмы
Литература 18 века
Русская литература 18 века как литература класси1
цизма
Ломоносов М.В. - реформатор русского языка и
1
стихосложения
Прославление мира, науки, просвещения в поэзии
1
М.В, Ломоносова
Г.Р. Державин. Судьба и поэзия
1
«Властителям и судиям», «Памятник»
1
Д.И. Фонвизин «Всеобщая придворная граммати1
ка»
«Недоросль»
1
Герои комедии. Идеал человеческого достоинства,
1
гражданские служения Родине
Урок-обобщение по теме «Классицизм»
1
Контрольная работа №1 по теме «Классицизм»
1
Н.М. Карамзин. Слово о писателе. «К соловью»
1
«История государства Российского»
1
«Бедная Лиза». Сюжет. Новаторство в области
1
языка
«Бедная Лиза». Сюжет. Новаторство в области
1
языка
Литература 19 века.10
Литература 19 века. «Золотой век» русской.10 поэ1
зии. Романтизм.10
Личность, истоки, поэзия В.А. Жуковского
1
Баллады поэта. «Светлана»
1
А.С. Грибоедов. Становление личности писателя
1
«Горе от ума»
Чацкий. Фамусовское общество
1
Художественное совершенство комедии
1
Домашнее сочинение по комедии Грибоедова
1
А.С. Пушкин. Творческий путь
1
Лирика поэта
1
Лирика поэта
1
«Евгений Онегин» - роман в стихах, творческая
1
история
Сюжет романа: герой и героиня
1
Онегин как «лишний человек». Онегин и автор
1

Дата

1.09
4.09
6.09
8.09

11
13
15
18
20
22
25
27
29
2.10
4.10
6.10
9.10
11.10

13.10
16.10
18.10
20.10
23.10
25.10
27.10
8.11
10.11
13.11
15.11
17.11
20.11

32
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

Татьяна – любимая героиня Пушкина
Письмо Татьяны – выражение ее чувств. Исповедь
Онегина
Завязка трагического конфликта
Природа на страницах романа
РР Составление плана литературно-критической
статьи В.Г. Белинского «Сочинения А. Пушкина»
(ст. 8, 9)
М.Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта
Лирика Лермонтова
Лирика Лермонтова
Лирика Лермонтова
«Герой нашего времени» - обзор содержания
Анализ глав романа «Тамань», «Предисловие к
журналу»
Анализ глав романа «Тамань», «Предисловие к
журналу»
Печорин как герой повести. Проблема смысла
жизни
Классное сочинение по творчеству Лермонтова

1
1

22.11
25.11

1
1
1

27.11
29.11
1.12

1
1
1
1
1
1

4.12
6.12
8.12
11.12
13.12
15.12

1

18.12

1

20.12

1

22.12

Н.В. Гоголь. Роль Гоголя в судьбе русской литературы
«Мертвые души». История создания
Образы помещиков
Образ Автора в романе. Русь на страницах романа
Письменный ответ на вопрос по поэме Н.В.Гоголя
Ф.И. Тютчев. Лирика
Ф.И. Тютчев. Лирика
Н.А. Некрасов. Лирика
Н.А. Некрасов. Лирика
Письменный комментарий к стихотворному тексту
И.С. Тургенев «Первая любовь»
И.С. Тургенев «Первая любовь»
Л.Н. Толстой. Автобиографическая трилогия.
«Юность»
Л.Н. Толстой. Автобиографическая трилогия.
«Юность»
А.П. Чехов «Человек в футляре»
А.П. Чехов «Человек в футляре»
РР Творческая работа по комментированию рассказа

1

25.12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27.12

Русская литература 20 века
И.А. Бунин. Лирика. «Жизнь Арсеньева»
И.А. Бунин. Лирика. «Жизнь Арсеньева»
М. Горький «Мои университеты»
М. Горький «Мои университеты»
РР Классное сочинение-отзыв на одно из автобиографических произведений, изученных в этом году
А.А. Блок. Основные мотивы лирики
А.А. Блок. Основные мотивы лирики
С.А. Есенин. Основные мотивы лирики
С.А. Есенин. Основные мотивы лирики
В.В. Маяковский. Сатира. Новаторство поэта
В.В. Маяковский. Сатира. Новаторство поэта

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
99
100

А.А. Ахматова. Лирика
А.А. Ахматова. Лирика
М.А. Булгаков. Комедия «Мертвые души»
М.А. Шолохов. Споры вокруг творческого наследия
«Судьба человека». Новый герой в литературе
«Судьба человека». Новый герой в литературе
«Судьба человека». Новый герой в литературе
Домашнее сочинение по произведениям М.А. Шолохова
А.Т. Твардовский. Лирика
А.Т. Твардовский. Лирика
А.И. Солженицын «Как жаль»
А.И. Солженицын «Как жаль»
В.М. Шукшин «Ванька-Тепляшин»
В.М. Шукшин «Ванька-Тепляшин»
В.П. Астафьев «Царь-рыба» (фрагменты)
В.П. Астафьев «Царь-рыба» (фрагменты)
В.Г. Распутин «Деньги для Марии»
В.Г. Распутин «Деньги для Марии»
Драматургия последних десятилетий 20 века. А.
Вампилов «Старший сын»
Драматургия последних десятилетий 20 века. А.
Вампилов «Старший сын»
Промежуточная аттестация
Лирика последних десятилетий. Б. Окуджава, Е.
Евтушенко, А. Вознесенский
Лирика последних десятилетий. Б. Окуджава, Е.
Евтушенко, А. Вознесенский
Подведем итоги. Рекомендации на лето.
Рекомендации на лето.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».