Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 1 города Новошахтинска (ФГОС)
Описание образовательной программы
Программа СОО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование учащихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание Программы СОО формируется с учётом:
государственного заказа:
▪ создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.
социального заказа:
▪ организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
▪ обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
▪ воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
▪ обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
▪ воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и
формирование навыков здорового образа жизни.
заказа родителей:
▪ возможность получения качественного образования;
▪ создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
▪ сохранение здоровья.
Школа, реализующая Программу СОО, обеспечивает ознакомление учащихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Школе;
- с их правами и обязанностями в части формирования
и реализации Программы СОО, установленными законодательством Российской Федерации и уставом Школы.
Права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми учащимися Программы СОО, закрепляются в заключённом между ними и Школой договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения Программы СОО.
Программа СОО Школы содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы СОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения учащимися Программы СОО;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения Программы СОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования: учебных предметов, курсов.
Организационный раздел включает систему условий реализации Программы СОО:
— учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации программы;
— учебно-методический комплекс среднего общего образования;
— кадровые и материально-технические условия реализации Программы СОО.
Целями реализации Программы СОО являются:
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Третий уровень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на социальный заказ - максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
Ø создание условий для получения общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
Ø осуществление индивидуализации и социализации образования;
Ø подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению;
Ø создание условий для формирования информационной культуры учащихся;
Ø формирование коммуникативной компетентности, способности свободно ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях;
Ø воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом, как основы гуманистического мировоззрения;
Ø формирование понимания здорового образа жизни и способности противостоять пагубному влиянию негативных явлений;
Ø достижение высокого уровня творческой и научно-практико-исследовательской деятельности в области выбранных дисциплин;
Ø установление требований к воспитанию и социализации учащихся и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося,
Ø формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
Ø обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
Ø взаимодействие Школы при реализации Программы СОО с социальными партнёрами;
Ø выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
Ø организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
Ø участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
Ø включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
Ø социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов, социальных педагогов, сотрудничестве с предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
Ø сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации Программы СОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования на основе познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Планируемые результаты освоения учащимися Программы СОО.
Планируемые результаты освоения Программы Школы (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех учебных программ, составляющих содержательную Программы СОО.
На уровне среднего общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения учебных программ по предметам: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство» (МХК).
«Портрет выпускника» средней школы
Программа СОО ориентирована на следующий портрет выпускника средней школы:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
o осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
o креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
o владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
o мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
o готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
o осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
o уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
o осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
o подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
o мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.